Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№08 от 7 марта 2021 г.
Призрак гуманизма
 В Рязанской области лихо торпедируют исполнение федерального закона «Об ответственном обращении с животными»

Законодательный запрет на умерщвление безнадзорных здоровых собак и кошек с устойчивой психикой, отлов – стерилизация – вакцинация – возврат в естественную среду обитания (программа ОСВВ) – вот основные принципы закона о гуманном обращении с бродячими животными. Он был подписан президентом в конце 2018 года, доработан в начале 19-го, все пункты закона вступили в силу в январе 20-го. В Рязанской области и к февралю 2021 года к исполнению закона не готово практически ничего, да и некоторые чиновники до сих пор тоскуют по МП «Лайка» – его сотрудники просто убивали собак среди бела дня на глазах у горожан всех возрастов. Похоже, эти чиновники не знакомы с федеральным законом, как и с принципами гуманизма в целом. Хотя видимость его исполнения соблюсти пытаются. 

Круглый стол с острыми углами

Круглый стол по вопросам исполнения закона и пикет зооволонтеров – сразу два события в сфере зоозащиты произошло в конце февраля. Первого волонтеры добивались с осени, второе случилось само собой, в тумане изумления от происходящего бардака. На встрече чиновников с зоозащитниками и журналистами (на которую не пустили главного зоозащитника страны, председателя правления Альянса защитников животных Юрия Корецких, – Е.В.) представители ведомств пересказали суть закона, напомнили о существовании муниципального учреждения контроля за численностью животных, сообщили о выделении средств муниципальным образованиям для исполнения программы ОСВВ. На этом все. 


Зоозащитник Татьяна Важник в одиночном пикете

Чуть интереснее выступил замглавы администрации Рыбновского района по ЖКХ и благоустройству Роман Горячкин. Он заявил, что приюты должны служить для временного содержания домашних потерявшихся собак, а бродячих «быть вообще не должно». Зоозащитники гадают, как трактовать его высказывание. Чтобы избавиться от всех бродячих животных, нужно либо обязать каждого третьего жителя региона взять к себе домой по «бездомышу», либо всех этих бездомных уничтожить. Первое предположение нелепо, второе настораживает: чиновник с периферии осмелился противоречить федеральному закону, который подписал президент? 

Таран из Теплого

К слову, об отлове собак в Рыбновском районе. Торги на отлов безнадзорных животных, а также дальнейшее проведение программы ОСВВ на 515,2 тыс. руб. выиграл индивидуальный предприниматель Роман Таран. Его ИП зарегистрировано в поселке Теплое Тульской области, в 240 км от Рыбновского района. В качестве ИП Таран в 2020 году выиграл аналогичные торги на исполнение заказа на 1,5 млн руб. в Луховицах. Несмотря на выделенную на отлов немалую сумму, жители Луховиц в октябре прошлого года пожаловались на нашествие бродячих животных. 

С 2016 года, когда закон о гуманном обращении с животным находился еще в стадии разработки и «бездомышей» можно было уничтожать, Таран возглавлял ООО «Ареал» (учредитель – администрация округа Луховицы). В 2018-м организация попала в поле зрения московских зоозащитников в связи с дикой историей, произошедшей на местной ветстанции. Работавший там лаборант однажды заподозрила, что животных сжигали заживо в дровяной печи. Она услышала писк из одного из мешков, подготовленных на утилизацию, и обнаружила в нем живых щенков. На некоторых из них были ошейники. По всей видимости, подрядчик – ООО «Ареал» привозил на утилизацию живых собак, предварительно вколов им обездвиживающие миорелаксанты. 

«Я теперь не уверена, что они жгли мертвых собак, потому что неизвестно, чем они их усыпляли. Есть ведь такие миорелаксанты, которые просто обездвиживают: животное находится в сознании, оно как будто мертвое. А в ветстанции нет такой практики, чтобы врач проверяла мешки, живая там собака или мертвая», – рассказала лаборант журналистам «Радио Свобода» (СМИ, признанное иноагентом). 

Зоозащитница Виктория Павленко объяснила практику сжигания живых животных нежеланием ответственных лиц «заморачиваться»: «Мне тогда было непонятно, почему жгут. Почему нельзя убить цивилизованным способом, если уж так хочется? Совершенно недавно в Ростове-на-Дону волонтеры вывозили животных, чтобы их не сожгли живьем. Приехав сюда (в Луховицы, Е.В.), я стала понимать, почему жгут и почему живьем. Не хотят заморачиваться на лицензию. Сотрудница ветстанции объяснила нам, что лицензии на умерщвляющие препараты нет ни у ветстанции, ни у организации «Ареал», которая занимается отловом. У них нет этой лицензии, и они не собираются ее получать. И плюс эти препараты стоят денег. А дрова дешевле».

Получил ли сейчас соответствующую лицензию ИП Таран Роман Николаевич, неизвестно. Откуда будет работать исполнитель контракта – из Луховицкой или Тульской области? А может, вовсе из Рязани, к которой некогда имел непосредственное отношение: с 2015 по 2018 год Роман Таран руководил бригадой штукатуров, возглавляя ООО «СМУ 622», зарегистрированное в доме на ул. Большая. Известно одно: гораздо проще, надежнее и спокойнее для зоозащитников и вообще всех горожан создать подобную организацию в Рязани, а где-то неподалеку – приют, который могли бы контролировать и защитники животных, и надзорные органы. Потому как не поедут они проверять условия содержания рыбновских собак в Тулу или Луховицы. 

Или на это и был расчет? 

А у нас готов отказ...

Рязанские зоозащитники попытались объяснить нелепость задумки с иногородними ловцами на круглом столе, но их никто не услышал. 26 февраля они встали в одиночные пикеты у стен городской администрации. 


Росгвардия приехала к зданию мэрии спустя несколько минут после начала пикета

Акция вышла несколько скомканной: на нее мгновенно прибыли сотрудники Росгвардии – сначала двое на одной машине, с автоматами, затем еще четверо на большом росгвардейском джипе со включенными мигалками. Якобы случилось ЧП городского масштаба: зоозащитники вышли тихо постоять в пикетах, призывая власть исполнить федеральный закон не абы как. Им есть чего опасаться: помимо луховицкого Тарана, у рязанских властей припасен еще один вариант отлова – новоиспеченное ИП из Сасовского района, который находится от облцентра на таком же удалении, как и столица нашей Родины. Приехать за 200 км в Рязань, отловить тут беспризорных собак, отвезти в Сасово, чтобы привить и стерилизовать, а затем вернуть обратно в рязанские гаражи – такое себе «бережливое производство». 

Защитники животных подали заявку на проведение массового пикета и митинга, но им тут же отказали. Тогда они опубликовали на глобальной платформе Change.org петицию, в которой призвали городские власти организовать приют с официальным статусом на базе существующего МБУ «Городская служба по контролю за безнадзорными животными», а также расширить полномочия службы для возможности отлова животных. За сутки под петицией подписались сотни рязанцев. 

Фото автора
Екатерина ВУЛИХ