Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 7 апреля 2016 г.
По ту сторону серебряных мгновений
Попавшие в переплет воспоминания о почетном гражданине Рязани Евгении Каширине создают отретушированный образ жизнелюбивого фотографа


 
Недавно такая книга с заголовком «Серебряные мгновения жизни» вышла под эгидой рязанского Минкульта, чьи представители и провели ее презентацию в областной библиотеке им. Горького.

Сразу заметим, что в жизни Евгения КАШИРИНА серебряная тема чуть было не стала трагической и заняла немало горестных и печальных дней. Как он сам отмечал, ему бы следовало дать медаль за его бескорыстную попытку обогатить страну серебряными отходами его процесса фотографирования, но ему не к месту сверхбдительные карательные органы пытались организовать криминальное дело. 

Впрочем, вернемся к книге, в которой очень широко представлены деяния Каширина в сфере художественного фотографирования и краеведения, но уже в сфере журналистики, где Женя преуспел во всех ее ипостасях: телевидение, радио и печать.

Основное время презентации прошло довольно скучно, если бы не выступления под занавес мероприятия ближайших родственников Каширина – сына и вдовы. Думается, что само их появление стало возможным благодаря известной мне из интернета критики книги в части отсутствия любого упоминания ближайших родственников, помимо ушедших из жизни родителей и бабушки с дедушкой. Вначале выступил Дмитрий Евгеньевич Каширин – очень похожий на отца, но более крупной комплекции, ставший доктором сельхознаук и преподающий в Агротехнологическом университете. Из этого следует, что сын пошел по стопам мамы и «прирос» к земле, а не стал «витать в облаках», как его романтик-отец. В своем выступлении он, в частности, упомянул и о счастливом финале серебряного дела. Дескать, на вопрос о наказании, которое понес наш «злоумышленник», Евгений Николаевич коротко ответил: «Меня исключили из общества трезвости!».

Замечу, кстати, что в книге Женю упорно удерживали в этом благообразном обществе, потчуя его исключительно чаем. А меня в книжку не пустили, думается, по причине нарушения этой идиллии. 

Хорошо помню и поясню тот запретный эпизод. Зимой, наверное, после заседания городской думы, мы с журналистами Дмитрием Проскуриным и Павлом Гресем шли по улице Ленина и случайно встретили новоиспеченного «Почетного гражданина г.Рязани». Евгений Каширин тут же пригласил нас к себе в гости на новое место работы в художественном училище. Я думаю, что не просто как одних из своих многочисленных друзей, а хотел отблагодарить нас как представителей независимой от власти прессы, которая вначале публично пыталась отстоять выселение его фотокружка из помещения на ул.Полонского, а потом хлопотавшей о присвоении Каширину почетного звания, дающего определенные привилегии. 

Хозяин новой персональной каморки в училище первым делом угостил нас коньячком (этот момент успел запечатлеть ныне покойный Дима Проскурин, фото прилагается).



А затем организовал нам просмотр короткометражного фильма о динамично движущемся звездном небе – полном больших и малых, бледных и ярких светил на фоне чистого и черного ночного неба. Возможно, это завораживающее зрелище Евгений тогда продемонстрировал намеренно. Видно, он уже знал о своем смертельном недуге и как бы хотел показать нам, что скоро и его душа встретится со всем этим безмерным и бесконечным во времени и пространстве миром. А на прощание он каждому из нас подарил по диску со своими творениями и по фляжке коньяка, зная, что мы тоже не состоим в обществе трезвости.

Вдова Евгения Каширина, Лидия Григорьевна, профессор того же вуза, что и сын, тоже благодарила издателей и собравшихся за память о муже. Однако при этом однажды как бы запнулась, произнеся «хотя…», но не продолжила свою, видимо, критическую мысль. Наверное, не хотела омрачать настроение довольным организаторам. 

Ну а мне, как известному критику, просто нельзя в добрую память о Жене ограничиться лишь похвалой о книге, хотя и она, безусловно, должна иметь место. Как минимум за саму идею публикации воспоминаний о нашем воистину самом достойном и народном Почетном гражданине города Рязани.

Что касается критики, то обращу ее не столько к составителям, сколько к многочисленным оформителям. Особенно, если принять во внимание, что рождалась книга (от сдачи в набор до подписания в печать) более одного года и четырех месяцев в составе доброго десятка человек. Вот уж воистину «у семи нянек дитя без глазу». И это без учета организационной работы Нурислана Ибрагимова, позднее подключившегося в роли подгонялы. 

Особенно меня шокировала информация о трех специалистах, занимавшихся дизайном обложки! Ведь она состоит всего из трех простых по шрифту, хотя и разнокалиберных надписей, не считая вставленной фотографии героя книги. Или вот, например (ничего личного!), почему-то не опубликовали воспоминание музыковеда Галины Ганиной, но как бы для компенсации поместили с ее участием аж шесть фотографий. Не знаю, может, она и великая в своих музыкальных кругах, но это явный перебор. Тем более что ее сольное изображение 1993 года, несомненно, более выигрышное, на мой некомпетентный взгляд, чем за 1988 год. 

В подписях к многочисленным фотографиям очевидный разнобой и отсутствие единообразия с указанием авторов. Кроме того, нельзя не заметить наличие при публикации воспоминаний некоей цензуры, которую надо было бы в предисловии как-то обосновать или объяснить.

А напоследок сообщу, что уже довольно долго готовится еще одна книга воспоминаний о Евгении Каширине. Надеюсь, высказанные мной замечания и пожелания будут учтены, и книга выйдет в лучшем качестве.
 
Виктор ПЕТРЕНКО