Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 7 апреля 2016 г.
Последняя оборона Эллы Памфиловой
В последний день на своем посту омбудсмен обратилась к председателю Верховного суда с ходатайством пересмотреть приговор отцу и сыну Савченковым, осужденным, несмотря на признаки наличия в их действиях необходимой обороны, на 10,5 и 10 лет лишения свободы.



«Новая» выступила в их поддержку тремя годами ранее (№37 от 5 апреля 2013 года, «Куриная слепота Фемиды»). Вкратце история такова.

Семья Савченковых, в середине 90-х потеряв работу в подмосковной Коломне, занялась бизнесом по разведению и торговле курами. С ними конкурировала семья Решетниковых, у которых были такие же куры. Однако бои с конкурентами братья Решетниковы вели отнюдь не «петушиные»: в течение многих лет, начиная с 1998 года, они преследовали семью Савченковых, несколько раз разбивали их машину, однажды сломали монтировкой ногу отцу, а в другой раз сыну — челюсть.

Савченковы не раз обращались в милицию, но там им помогли только советом: для обороны от Решетниковых купить травматические пистолеты. Что они, в конце концов, и сделали (оружие ни при каких других обстоятельствах не использовалось).

Трагедия произошла в деревне Костино соседней Рязанской области, куда Борис Савченков со старшим сыном и с курами в салоне поехали 5 июня 2009 года, сначала разведав, что в этот день Решетниковы туда не собирались. Конкуренты, в самом деле, поехали туда без кур, с исключительной целью еще раз силой утвердить свою «куриную монополию».

В ходе жестокой драки (сначала была в кровь избита мама) травматические «стволы» были обнажены. Результатом стала смерть одного из братьев Решетниковых от выстрела в упор через окно машины, из которой он пытался вытащить отца, Бориса Савченкова.

Свидетельские показания о самом этом инциденте противоречивы, а в части, касающейся предшествующей истории преследования Савченковых братьями Решетниковыми, они вообще не нашли отражения в приговоре. Судья Рыбновского районного суда Е.Н. Гужова 7 февраля 2012 года осудила Бориса и Александра Савченковых за умышленное убийство, даже не рассматривая версию о необходимой обороне или о ее превышении.

Правоохранительные органы и суды почти не применяют предусмотренную УК конструкцию необходимой обороны. Общество погружается в пучину «войны всех против всех», а государство упускает из рук монополию на насилие. Оно перестало защищать своих граждан, но по-прежнему жестоко пресекает их попытки защищаться самим.

После публикации в 2013 году «Новая» обращалась к руководству Рязанского областного суда, однако прежний его председатель не нашел оснований побороться за отмену приговора. Элла Памфилова напоследок обратилась к «главному судье» РФ в порядке ст. 29 Закона об уполномоченном по правам человека, что обязывает В.М. Лебедева изучить дело и решить не только судьбу отца и сына Савченковых, но, может быть, и судьбы многих других людей, которые все чаще оказываются в похожих ситуациях. Лебедеву предстоит дать ответ уже новому уполномоченному по правам человека в РФ.
 
Леонид НИКИТИНСКИЙ