Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№17 от 7 мая 2020 г.
Здесь ходил Есенин
 Поэт, превращенный в бренд, всерьез заинтересовал «добровольцев культуры»

На днях в ряде рязанских печатных и электронных СМИ появилась информация о том, что «Добровольцы культуры» ОНФ под руководством вездесущего Захара Прилепина собираются создать в городе «Есенин центр» для организации творческого пространства всех жителей города и местных активистов культуры. 

Как следует из материалов, ветхий расселенный деревянный дом № 4 по ул. Петрова признан городскими властями аварийным и подлежащим сносу. Однако это не остановило ни одну из сторон в стремлении обзавестись собственным углом в исторической части города. Не припомню, чтобы в угоду общественности так быстро решался, по существу, уже неразрешимый вопрос. Заявлено, что якобы в 1912 году мимо этого дома проходил Сергей Есенин. 

Идею поддержал губернатор Николай Любимов и глава городской администрации Елена Сорокина. В публикациях есть путаница, где жил священник Ильин и где располагалось здание, в котором две ночи – 9 и 10 июля 1912 года – ночевал поэт. 

Много лет назад, когда занимался поиском есенинских мест в Рязани, я беседовал со старожилами города, старшими краеведами, работал в ГАРО и библиотеках. Результатом этого многолетнего поиска стала книга «Сергей Есенин в городе Рязани» (2008 г.). Главными документальными свидетельствами по бывшей ул. Болдаревской (ныне частично Петрова, Некрасова) явились «Рязанский адрес-календарь за 1911–1912 гг.», «Памятная книжка Рязанской губернии за 1914 г.» и воспоминания дочери священника Ильина – Марии Дмитриевны, записанные замечательным рязанским краеведом Д.А. Коноваловым. 


Фотография 2006 г. дома Любомудрова (ул. Новослободская, д. 10) до пожара
 
Было установлено, что дьякон Дмитрий Гаврилович Ильин служил учителем в образцовой школе при духовной семинарии и проживал с семьей в доме семинарии на Болдаревской, рядом со школой. Старожилы этих мест рассказывали мне, что деревянный дом священника до наших дней не сохранился. Необходимо отметить, что Сергей Есенин в самом доме священника не останавливался, а ночевал две ночи 9–10 июля 1912 г. на тюфяках в одном из классов образцовой школы вместе с сыном дьякона Сергеем Дмитриевичем Ильиным. Несколькими днями ранее Сергей и Мария Ильины находились в селе Константиново у своего дальнего родственника священника Ивана Яковлевича Смирнова. 8 июля в селе был престольный праздник, молодежь организовала танцы и игры. Сергей Ильин и его сестра Мария Дмитриевна узнали, что среди молодежи находится местный крестьянин, начинающий поэт Сергей Есенин, и познакомились с ним. К вечеру 9 июля молодые люди выехали из села в город Рязань.

Из бесед со старожилами мне удалось установить, что на набережной, левее церкви Спаса-на-Яру, рядом с памятником С.А. Есенину в 1920 году и в начале 1930 года прошлого века располагалась начальная школа № 4 (нынешняя школа-лицей № 4 на Соборной площади была построена позже, в 1939 г.). Потом в этом здании многие годы размещался Дом учителя. По существовавшей традиции, здания, где до революции размещались школьные учебные заведения, и после революции использовались по тому же назначению. В адрес-календарях указано – образцовая школа – «дом семинарии на Болдаревской». Это должен быть каменный, добротный дом, построенный церковью на века. Таким домом как раз и является каменное одноэтажное строение (ныне ул. Петрова, д. 14), где теперь проживают священнослужители. 



С учетом изложенного считаем, что школа, где две ночи ночевал поэт, сохранилась до наших дней и является именно тем зданием, о котором говорилось выше. Это здание на бывшей Болдаревской, ныне Петрова, д. 14, является еще одним есенинским адресом в Рязани.



После ночлега молодые люди гуляли по кремлю, ходили в губернскую типографию, редакцию газеты «Рязанские губернские ведомости», которые располагались в старинном здании Присутственных мест. Ныне надстроенное двумя этажами здание фабрики «Рязаньвест».



Целью приезда Есенина в Рязань была попытка издать свои стихи, подготовленные им в двух ученических тетрадях, но задуманное не увенчалось успехом. В редакции газеты и типографии печатать его стихи отказались. Вероятно, поэтому Сергей, за исключением маленькой поэмы «Иорданская голубица» (18.08.1918 г.), больше не публиковал свои произведения в рязанских изданиях.  



Из Рязани 10.07.1912 г. поэт уехал искать счастья к отцу в Москву. На прощанье на память он передал две тетрадки своих стихов Сергею Ильину. Последний не был ценителем поэтического творчества и подарил тетради со стихами своей сестре, любительнице поэзии. Мария все эти годы хранила дома есенинский раритет и только в 1965 году по настоянию своей дочери Домники Кулаковой передала сборник стихов «Больные думы» работникам областного краеведческого музея. С этого времени мы узнали о существовании этих ранних стихов С. Есенина. 

Почему первый сборник не был опубликован? Видимо, возможных издателей не удовлетворил его художественный уровень. По мнению многих литературоведов, стихи этого цикла носят слабый, подражательный характер, в них немало перепевов из Лермонтова, Кольцова, Надсона; общий тон сборника – печальный, преобладают мотивы тоски и грусти.

В завершении данной темы один вопрос – зачем в Рязани создавать еще один есенинский центр? Широко известен «Есенинский центр» и замечательный музей, давно созданные и эффективно функционирующие в РГУ им. С. Есенина. Некоторые оппоненты всего есенинского в Рязани и так заявляют, что Есенина в городе слишком много, что забыт знаменитый уроженец Рязанщины композитор, музыкант и дирижер А.Б. Александров. Что Концертный зал (ныне филармония), получивший в 1956 году по решению областных властей имя Сергея Есенина, надо именовать именем Александрова. Или заняться восстановлением по-настоящему связанного с именем Есенина бывшего дома Любомудрова на нынешней ул. Новослободской, д. 10, в 2008 году частично уничтоженного огнем. В 1914 г. в одном из помещений этого исторического дома размещалась фотография В.А. Кувшинова, где Сергей Есенин заказывал выкадровку своего портрета из совместной фотографии со своими друзьями Г.Н. Пылаевым и В.Н. Наумовым.

Вот, может быть, и назвать этот центр Захара Прилепина именем «забытого» Александра Александрова? Правда, ходят слухи, что у «центра» далеко идущие планы, в том числе не связанные с именем Есенина. 

Проходил мимо этого дома Серей Есенин или не проходил, неизвестно…

Автор - историк-краевед, член Международного Есенинского общества «Радуница»
 
Юрий БЛУДОВ