Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№17 от 7 мая 2020 г.
Библиотеки будущего для читателей из настоящего
 Пермский педагог – о рязанском ноу-хау, дополненной реальности и чтении как оптимальном средстве в борьбе с коронавирусом

Пандемия коронавируса и массовый переход на дистанционное обучение школьников страны повсеместно выявили сразу несколько глобальных проблем, о которых если прежде и велась речь, то негромко, да и сами вопросы, связанные с этими проблемами, поднимались, как правило, по отдельности. Каких-либо системных решений не выработано до сих пор.

И вот грянул гром. Школьники сидят дома, обещанное им онлайн-обучение в подавляющем большинстве случаев отсутствует и часто сводится к тому, что педагог просто заливает, порой со своего мобильного телефона, в общий чат (а иногда и просто в электронный дневник) задания, часто на целую неделю сразу, а потом тем же способом собирает решения. Почему? Я думаю, сейчас уже любой преподаватель или школьный библиотекарь скажет – предложенные министерством просвещения онлайн-платформы виснут, интернет тоже не выдерживает нагрузки, плюс ко всему сами педагоги зачастую не могут справиться с техникой, ибо не обучены в должной степени, поэтому наше и без того весьма среднее образование этой весной скатилось просто в темные века. Дети, которым повезло меньше (например, родители работают), и которым тему объяснить просто некому, начинают медленно сходить с ума, впадают в депрессию, родители психуют, не выдерживают нервы и у многих преподавателей.

О необходимости модернизации школ, школьных библиотек разговоры идут уже давно, и какие-то отдельные учебные заведения находят возможности для того, чтобы закупить или обновить технический парк, провести широкополосный интернет, обзавестись современным программным обеспечением, научить педсостав всем этим пользоваться, но все это – точечные решения и погоды в масштабах страны они, конечно, не делают.

Но кроме всего прочего и сами педагоги вынуждены работать не просто дистанционно, а непосредственно из дома. Возникает вопрос – почему? Ведь если школа может предоставить возможность работать педагогу и библиотекарю непосредственно со своего рабочего места, почему в этом случае большинство из них вынуждены терзать свои ноутбуки и телефоны, запершись дома? Ведь никто не станет спорить с тем, что школа – это стратегический объект, а образование – одна из основ безопасности государства.



В Пермском крае есть небольшой город Лысьва. В прошлом году педагог-библиотекарь Светлана Орлова, работающая в библиотеке СОШ № 2, стала одной из двух победительниц Всероссийского конкурса «Школьная библиотека будущего», который был организован рязанским производственным объединением «Радуга-ЛИК». Главный приз конкурса – новая современная библиотека, созданная по индивидуальному проекту за счет рязанского предприятия. И вот новенькая библиотека уже привезена в школу и не только собрана, но и функционирует.

Нужно отдать должное местному управлению образования и директору школы, ибо библиотекарь сразу получила пропуск в школу и имеет все возможности вести активную и творческую деятельность непосредственно со своего рабочего места.

– Светлана Руслановна, что было самое сложное во время участия в конкурсе?

– Ничего. По условиям конкурса я просто выкладывала новости о жизни нашей библиотеки, мероприятиях, мастер-классах, сетевых проектах, методической работе библиотеки, творческих проектах, о наших достижениях и так далее. Что, кстати, помогло развить работу сообщества библиотеки, находящегося в соцсети «ВКонтакте», ведь оно уже было, но не очень активно функционировало. И неожиданно, но приятно было узнать, что деятельность библиотеки интересна не только нашим читателям. Сегодня я проверяла статистику, охват аудитории – 4491 за апрель. Хотя у нас 175 подписчиков. Еще по условиям конкурса нужно было использовать дискавери-сервис «Библиопоиск», который был разработан специалистами ПО «Радуга-ЛИК». И тут трудностей не было. Понятная навигация, возможность одновременно вести полнотекстовый поиск в нескольких электронных библиотеках и на образовательных ресурсах.

– Как вам работается в дистанционном режиме?

– Мне повезло. Я получила пропуск на работу и сейчас имею возможность работать с читателями в том полном объеме, который позволяет нынешняя ситуация. Ведь библиотеку я домой не заберу! И сейчас мы с читателями имеем возможность вести онлайн-консультации, виртуальное информирование, дистанционно записывать в ЛитресШколу. Готовимся к читательским конференциям (они в этом году тоже проходят дистанционно). Дистанционно помогаю читателям разобраться с электронными ресурсами. Продолжаем создавать проекты. В сообществе библиотеки выкладываются актуальные новости, полезная информация, работы наших читателей, материалы межрегиональной сетевой акции #КАРАНТИН_АЯЧИТАЮ, которую мне удалось запустить с поддержкой регионального представительства РШБА. Девиз акции сегодня – «Чтение – одно из лучших средств борьбы с коронавирусом!» Участники делятся в социальных сетях тем, что читают, с кем, отвечают – стал бы читать эту книгу, если бы не карантин, и какие читательские открытия для себя сделал, размещают фото. Мы проводим с коллегами-библиотекарями обсуждения и разработку мероприятий. Понимаете, библиотекарь – это навигатор в информационном мире, а школьный библиотекарь – еще и обучающий навигатор. Поэтому нам полегче в такое трудное время, ведь это наша привычная работа. А карантин или самоизоляции еще раз наглядно показали, что наш опыт востребован, нужен, и мы к таким трудностям хорошо подготовлены. К нам обращаются за помощью даже из других регионов.

Библиотекари школ г. Лысьва не просто заметны в крае, их по праву называют лидерами. Сильное городское методическое формирование дает отличный толчок к самосовершенствованию, внедрению новых форм и идей. Светлана Орлова – одна из «двигателей» процесса. Как она сама признается – «любит учиться», а коллеги добавляют: «И учить у нее хорошо получается». Она – руководитель творческой лаборатории (в этом году учит коллег не просто участвовать в сетевых проектах, но и создавать их).

И, действительно, дистанционный режим обучения не застал библиотекарей Лысьвы врасплох. Наоборот, лишь активизировал. Открылось «второе» дыхание в библиотечных группах во «ВКонтакте», где их еще не было – создаются. И главное, каждая библиотека заняла свою нишу и не похожа на других. У кого-то – это викторины, конкурсы, кроссворды. У других онлайн-флешмобы и знакомство с новинками литературы, открытие доступа к электронным бесплатным ресурсам. Онлайн-читальный зал, где библиотекарь читает произведения для «особенных детей», другие специализируются на интересных материалах по краеведению. Знаменательные даты и виртуальные выставки, творческие конкурсы ко Дню Победы. Заседания методических формирований проходят по графику в онлайн-режиме, для чего используются различные сетевые платформы. Перечислять можно долго.

И настоящим подарком в период самоизоляции стало «вручение приза» лысьвенскому победителю. Новый интерьер открывает и новые возможности.

– Светлана Руслановна, насколько внешняя среда, интерьер важны для библиотеки?

– Очень важны! Представьте, что наша библиотека, оснащенная разнокалиберной, в основном – старой, обшарпанной мебелью, превратилась вот в такое чудо! Если в старой библиотеке мы смогли интересно, творчески жить, представляете, как мы сможем развернуться сейчас! Ведь новый интерьер не только поддержал, но и активно оснастил наши зоны библиотеки. Теперь я смогу привлечь больше читателей к массовым мероприятиям, заинтересовать интересным пространством, наши прежние мероприятия обретут новое видение. Даже просто приятно прийти в библиотеку. А у нас еще и всегда интересно! И надо учесть, что этот дизайн-проект разрабатывался с учетом мнения читателей, им должно понравиться. Здесь все краски Лысьвы – зелень наших лесов, белизна снега, синь рек и прудов, редкое, но любимое уральское солнце! Красный цвет нашей памяти, гордости, победы.

– Как бы вы сейчас назвали интерьер библиотеки?

– Мечта! Которая воплотилась. Но возникли новые, теперь будем стараться достичь их. Ведь еще когда мы познакомились с дизайн-проектом, уже возникла масса идей для новых интересных проектов. И, конечно, мы не удержимся от привлечения современных форматов в освоении нового пространства, сделаем его виртуальным, с дополненной реальностью.

Остается надеяться, что другие регионы обратят внимание на опыт Лысьвы. Ведь по оценкам многих специалистов беда, которая пришла в наш дом, весьма вероятно, разразится с новой силой уже этой осенью. А значит, времени на то, чтобы рассуждать о проблемах, больше нет. Есть несколько месяцев, чтобы вывести школы на принципиально новый технический уровень, обеспечить бесперебойную работу всего необходимого программного оборудования, найти возможность обучить новым навыкам обращения с современной техникой 100% педсостава страны и перевести все обновленные таким образом школы на пропускной режим для педагогов.

Но если ошибки и просчеты прошлого ничему не научат в это сложное время ни глав регионов, от которых во многом зависят подобные решения, ни педагогов, которые также в большинстве своем оказались не готовы к экстремальным условиям работы, то как мы будем смотреть в глаза своим детям?
Татьяна ХМЕЛЯР, Сергей ФИЛАТОВ