Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№21 от 7 июня 2018 г.
Бои селецкого значения
 Десантников и спецназ будут готовить прямо под окнами местных жителей

Топоним Сельцы известен не только всей России, но и за ее рубежами как полигон и учебный центр Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ). Но Сельцы – это еще и расположенное на меже полигона село – Селецкое сельское поселение Рыбновского района Рязанской области.  Где, кстати, начал возводить себе коттедж недавно осужденный первый заместитель председателя регионального правительства Дмитрий Андреев. Если бы Андреева не посадили, то ситуация приобрела бы совсем иной оттенок. А сейчас аборигены готовы опровергнуть устоявшийся в России постулат о единстве народа и армии.



Началось все с интервью с начальником боевой подготовки командования ВДВ полковником Игорем Каплием, опубликованного в газете «Красная звезда» в августе 2017 года: «Внедрение в практику боевой учебы Воздушно-десантных войск современных средств и технологий обучения обеспечивает значительные преимущества в повышении профессионального уровня военнослужащих, росте выучки, боевой готовности и боеспособности соединений и воинских частей ВДВ.  К декабрю 2020 года намечено создать новый участок существующего полигона в Сельцах».

Задание на совершенствование полигона учебного центра десантников в Сельцах министр обороны Сергей Шойгу выдал четыре года назад в ходе своего первого посещения РВВДКУ. В перспективе здесь планируется готовить не только десантников, но и спецназ ГРУ, другие спецподразделения.

В считанные дни местные жители узнали, что новый объект запланирован всего в 600 метрах от их домов. В результате отношения между жителями села и военными перешли в русло конфронтации.  Даже с учетом того, что в Сельцах, где постоянно проживают около 300 человек, многие работали или работают на Министерство обороны (МО). В октябре 2017 года на сайте Change.org появилась петиция против строительства нового полигона рядом с селом Сельцы Рыбновского района Рязанской области. Ее автор Анастасия Дроздова не безосновательно утверждала, что границы военного объекта пройдут в километре от населенного пункта, что испортит жизнь местным жителям.

«Я родилась в Сельцах, не понаслышке знаю, как звенят стекла в доме, когда наши защитники Отечества оттачивают свое мастерство на полигонах. Я знаю, что такое вздрагивать от очередного взорвавшегося снаряда. <...> Я хочу защитить свое село от грома, взорванных снарядов или, что еще хуже, попадания одного из снарядов за пределы полигона. Но я оказалась в одиночестве против системы, которая должна работать на защиту мирных граждан, а не на вытеснение их со своей малой родины. 

Буквально каждый житель села строит дом, занимается любимым делом изо дня в день, растит детей и внуков. Возводит счастливое будущее. Но если мы оставим все как есть – безоблачного будущего может и не быть…»

Опасения Анастасии Дроздовой были не беспочвенны. При утилизации устаревших боеприпасов на военном полигоне в Рязанской области взорвались две грузовые машины с порохом. В результате ЧП 23 июня 2010 года один человек погиб и 23 получили ранения. 

Сразу вспоминается «бородатый» анекдот:

«– Здравствуйте, я по поводу сарая звоню...
  – Вы не туда попали, это воинская часть.
  – Нет, это вы не туда попали!»

В Сельцах перешли к активному сопротивлению. Новый полигон, по мнению жителей, представляет серьезную угрозу. И если ранее при сборе грибов и ягод в лесу местные натыкались на неразорвавшиеся снаряды вне территории полигона, то теперь опасная зона будет начинаться за заборами домов.

Сразу за границами поселения начинаются так называемые «земли обороны». Обширные участки леса находятся в ведении военного лесничества. И формально по действующему законодательству десантники имеют право делать с лесом все, что захотят. Они и захотели зачистить мешающие полигону деревья. Жители утверждают, что оказавшийся под угрозой вырубки лес хоть и относился к землям обороны, входил в категорию «защитных полос вдоль рек» и рубке не подлежал. Однако после появления приказа о строительстве полигона категорию сняли. Участок живого и здорового леса, который жители Селец смогли отстоять от пожара в 2010-м, попадает под вырубку.

На днях журналисты портала YA62.ru побывали в Сельцах и пришли к выводу, что армия все-таки победила народ. Хотя в начале января 2018 года пресс-служба Минобороны заверила, что полигон строить не планируют.

Жители Селец попытались отстоять лес и безопасность своих домов, однако лесоохранные органы развели руками, едва услышав, что речь идет о лесах Министерства обороны. Местные активисты обратились в природоохранную прокуратуру, к руководству Рыбновского района и в правительство Рязанской области, но добиться отмены строительства не смогли. Формально министерство расширяло действующий полигон. 

Несмотря на неудачи и обман, жители Селец не сдавались и продолжали забрасывать жалобами органы власти. В начале мая 2018 года селецкие ходоки добрались до начальника департамента управления президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций Александра Козыренко. Но и прием у крупного чиновника не помог. Тот лишь предложил обратиться в… Министерство обороны, или записаться на прием к Сердюкову, или к одному из принимающих раз в квартал заместителей министра. В общем, куда угодно...

Тогда жители Селец написали довольно жесткое письмо Владимиру Путину: «Армия должна в первую очередь защищать свой народ! Вы на защиту Сирии тратите миллиарды, а на нас экономите? Не можете перенести границы чуть-чуть?.. Кого защищает наша армия?.. А пусть Сердюков рассчитает и рядом со своей дачей или домом устроит полигон! Снесите крутые дачи около Москвы и разверните масштабные учения! Нельзя? Там же элита и сливки общества живут. А мы так, отбросы...»



Ответа не получили, хотя большинство сельчан на президентских выборах голосовали именно за Путина. Вот и результат. По информации YA62.ru, уже 25 мая в местное лесничество пришел акт натурно-технического обследования – фактическое разрешение на рубку. А 26 мая возник пожар, сгорело около гектара леса.

Фото: YA62.ru
Павел Гресь