Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№30 от 7 августа 2014 г.
«Подбелка – 2014»: Кабак наступает
В субботу на рязанском Арбате случился четвертый по счету фестиваль уличных музыкантов


 
С недавних пор фестиваль незатейливо именуется по обиходному названию улицы – «Подбелка». Я побывал на этом мероприятии четвертый раз и могу поделиться впечатлениями с интересующимися.
 
Народу были толпы: может, поменьше, чем в прошлом году, но все равно явились тысячи – жара никого от фестиваля не отпугнула. Уже по традиции, помимо музыкантов, было много всякой всячины. Немного художников с картинами, немного хэнд-мейда, немного детских аттракционов. Особенно запомнились граждане, красиво дрыгавшие руками и ногами, изображая капоэйру. 
 
А вот с музыкантами дело, по-моему, обстояло хуже, чем раньше. Пройдя улицу насквозь, на одном ее конце, возле почтамта, застал, как водится, Оркестр летучих барабанщиков, а на другом (там, где центральная сцена за памятником Ленину) – невообразимо пошлую кабацкую группу, пафосно исполняющую какую-то убогую попсню из 90-х. Все, что играло между, – почти не запомнилось. Дальнейшие прогулки в толпе снующих от сцены к сцене горожан укрепили меня в мысли, что высвечивается тенденция, о которой стоит, наверное, сказать особо. 
 
Уличные музыканты – это те, кто выступает на улице. Как правило, без концертной аппаратуры – максимум небольшой «комбик». На прошлом фестивале от этого правила решили отказаться, чтобы не ставить заведомо «тихих» участников в зависимость от звука других площадок – им банально тяжело было бы переорать центральную сцену или тот же Оркестр летучих барабанщиков. Теперь и вовсе на каждой сцене качественный «аппарат», позволяющий не особенно переживать, что кто-то тебя «заглушит». 
 
То есть из фестиваля, где выступали реальные или потенциальные уличные музыканты, действо постепенно мутирует в некий симбиоз кабака и самодеятельности. На главной сцене – все больше кабака (почти все выступающие – натурально местные кабацкие группы разного уровня, в том числе и весьма неплохие). А на остальных – все больше громкой самодеятельности, где люди дорвались хоть до какой-то публики и рады этому до безумия, потому что в клубы на их концерты никто, кроме близких друзей, не ходит. «Тихие» ветераны вроде Игоря «Тапыча» Потапова с его баяном смотрятся рудиментом «уходящей натуры». Вот только непонятно, при чем же тут уличные музыканты, с которых все началось и которые значатся в названии. 
 
Кстати, интересно, что при таком раскладе в первые ряды легко и непринужденно выдвигаются юные дарования, на фоне прочей самодеятельности обещающие какую-то перспективу. В прошлом году зрительское голосование неожиданно выиграла школьница Надя Бояджиева. На этот раз количество школьников увеличилось: кроме Нади, участие в фестивале приняли недавно выпустившая свой дебютный альбом Настя Меньшова и успевший «засветиться», кажется, уже на всех сколько-то значимых концертных площадках города статный красавец Кирилл Устинов. Вполне закономерно, что зрительское голосование выиграл именно Кирилл. 
 
Пожалуй, это вообще единственный из участников фестиваля, про кого можно сказать, что, возможно, человек когда-нибудь станет реальной «звездой рок-н-ролла». Если, конечно, не остановится в развитии или вдруг не увлечется чем-нибудь еще. Правда, его группа с экзотическим названием «Ловец сов» вряд ли быстро научится хотя бы изредка попадать в ноты, но это – дело десятое и наживное. 
 
Ну, а в целом, конечно, фестиваль свою главную задачу выполнил. Потому что самая главная задача данного мероприятия – как я понимаю, коммуникативная. 
 
Как и раньше, я встретил несколько десятков знакомых, с которыми без фестиваля неизвестно, сколько времени не увиделся бы. Со многими из тех, кто оказался вечером 1 августа на «Подбелке», скорее всего, произошло то же самое. 
 
В следующем рязанском выпуске «Новой» – интервью с победителем «Подбелки – 2014» Кириллом УСТИНОВЫМ
Анатолий ОБЫДЁНКИН