Рязанский голеодор Алексей СЕРГЕЕВ – о природном даре, тренерском сюрпризе и неиспользованных подарках судьбы
По ходу нынешнего межсезонья рязанские болельщики замерли в ожидании: удастся ли МФК «Элекс-Фаворит» хотя бы с третьей попытки повысить свой статус и выйти в высшую лигу чемпионата России. А ведь, оказывается, были времена, когда Рязань имела своего представителя даже в элите отечественного мини-футбола. Речь, конечно же, идет об Алексее СЕРГЕЕВЕ.
– Алексей Викторович, ваш отец – почетный мастер спорта СССР по лыжному спорту. Почему не последовали его примеру?
– Пытался целых полгода заниматься лыжами. Закончилось все тем, что мы поехали летом на сборы, и уже на первой тренировке нужно было двадцать раз подняться на горку и спуститься. Я поднялся, спустился, понял, что это не мое, после чего собрал вещи и уехал. Так что, наверное, в большей степени на мой выбор повлиял пример старшего брата, который занимался футболом. Играть я начал на «Электроне» у Анатолия Василевича Мартынова.
– Тогда еще не было желания какую-то часть жизни посвятить футболу?
– Нет, тогда просто получал удовольствие от игры. Именно поэтому по окончании школы по совету брата и отправился поступать в Смоленский институт физкультуры на кафедру футбола и хоккея, хотя поначалу планировал стать студентом нашего «радика». Во время учебы выступал в первенстве Литвы за команду города Снечкуса. По распределению должен был попасть в радиоинститут, но неожиданно оказался в Якутии. Там набирали перспективных игроков в команду «Кристалл» (Нерюнгри), и я вместе с бывшими сокурсниками решил попробовать свои силы. Получилось вроде неплохо. Стали чемпионами Якутии, поехали на отборочный турнир во Владивосток, который тоже выиграли, после чего отправились в Тулу, где проходил турнир «Футбол России». По его итогам четыре команды получили путевки во вторую лигу, но нас среди них не оказалось.
– А как же в вашу жизнь вошел мини-футбол?
– Когда мы возвратились обратно, нашей команде поступило предложение заявиться в первую лигу, но уже по мини-футболу. Включили ее в Московскую зону, где кроме нас еще выступали «земляки» из Якутска. И вот по пять с половиной суток мы добирались на поезде до столицы, чтобы отыграть матчи очередного тура.
– А когда пришло осознание того, что именно в этом ваше призвание?
– В принципе, эта разновидность великой игры мне нравилась всегда. Там главное – техника, которой я, считаю, овладел неплохо. И бегать там особо много не нужно, поэтому и разница в тренировочном процессе – огромная. Я же за мини-футбольными делами начал следить еще во время учебы в институте, тогда и зародилась мысль: «Как бы мне попасть туда?», которая в дальнейшем воплотилась в жизнь как-то сама собой. Что-то получил в дар от природы, что-то подсказали спецы.
– Менее года вам понадобилось, чтобы добраться до сильнейшей лиги страны.
– Получилось так, что последнюю игру мы проводили с командой «Новорусь», которая претендовала на переход в высшую лигу. В случае же нашего успеха путевка доставалась «Саргону». И вот к нам в раздевалку зашел представитель «Саргона» и говорит: «Ребята, если вы нам поможете, все премиальные пойдут вам». А премиальные, надо сказать, были очень приличные по тем временам, ведь за команду выступали бывшие звезды большого футбола Сидоров, Новиков, Сочнов, Якубик, Колядко. Стимулирующий фактор возымел свое действие: мы понеслись так, что превзошли не только себя, но и соперника – 4:3. После этой игры мне посыпались предложения от многих столичных команд – от «Торпедо», «Минкаса», «Саргона», и даже от «Дины».
– От самой «Дины»?
– Да, от действующего чемпиона страны. Честно говоря, в «Дину» меня звали даже трижды, а ведь больше одного раза туда никого не приглашали. Но сначала «доброжелатели» нашептали, что там нездоровый коллектив, потом еще что-то, в результате подарком судьбы я так и не воспользовался. А надо было сразу из Якутии переходить в «Дину», минуя всех остальных, тем более что и условия там были просто шикарные. В итоге выбрал «Саргон», который тренировал бывший помощник Бескова в московском «Спартаке» Иван Алексеевич Варламов, а моими партнерами по команде стали люди, за которых я еще совсем недавно болел по телевизору. Наиболее близко сошлись с Андреем Якубиком, с которым даже жили в одном номере.
– Однако в «Саргоне» вы надолго не задержались.
– Да, получилось так, что президент не туда вложил деньги, в результате чего клуб и прекратил свое существование. Следующие два сезона провел в «Торпедо», куда изначально шел уже как ведущий игрок. В первый год забил 16 мячей и вошел в число пятнадцати лучших бомбардиров чемпионата, а наша команда стала пятой, что было очень приличным результатом. Считаю, что тогда уровень был не ниже нынешнего, а конкуренция существовала очень приличная, тем более, если учесть, что сейчас тон в основном задают иностранцы, то тогда на переднем плане были именно россияне.
– Что осталось в памяти из тех благодатных времен?
– Было очень обидно, когда мы в полуфинале кубка России выигрывая у «Спартака» со счетом 3:2, в итоге уступили 3:4. А ведь за выход в финал присваивали мастерское звание. А разве забудешь матчи, когда побеждали звездную «Дину» с Еременко, Белым и Верижниковым во главе. После одной из таких встреч в раздевалку зашел наш президент и как-то театрально засунул руку в карман. Все замерли в ожидании приятного сюрприза, а он достал платок, вытер пот и сказал: «Спасибо, ребята. Молодцы!» (смеется). А вообще в «Торпедо» был просто хороший коллектив, жили на базе, поэтому и играли здорово, а тренировал нас Григорий Янец, который в футбольном плане тоже мне немало дал. Что же касается непосредственно зарплаты, то полу-чилось так, что серьезные финансовые вливания начались уже после того как я ушел.
– «Минкас» оказался вашей последней командой в российской элите?
– Да, с ним я подписал контракт, еще выступая за «Торпедо», и на то была веская причина. Руководство клуба возымело огромное желание создать команду, которая составила бы реальную конкуренцию «Дине». Тренер заранее точечно подбирал футболистов под свою концепцию игры, но когда мы собрались на первую тренировку, там оказался новый наставник – Евгений Ловчев. Он уже позже стал специалистом в мини-футболе, выиграл со «Спартаком» чемпионское звание, а тогда не очень-то в нем разбирался. Тренировочный процесс поначалу строил как в большом футболе, и вскоре из пятнадцати футболистов остались лишь трое, остальные попросту разбежались, и команда, которая должна была вести борьбу за чемпионское звание, заняла лишь девятое место. В конечном итоге мне все это тоже надоело, и я покинул «Минкас». При этом у меня сохранились нормальные отношения с Евгением Серафимовичем, тем более что все полтора года я жил в его квартире.
– А почему решили возвратиться до-мой, неужели не оказалось достойных предложений?
– Приглашения были, в ту же Тюмень, к примеру, но я в свое время до того наездился, что больше уже не было никакого желания. Потом еще в «Норильский никель» звали, когда команда только в высшую лигу выходила. Поехал туда на сборы, а там тренировки по три часа, подумал, что после этого сил на игры уже не останется, и решил возвратиться домой. Можно сказать, что просто устал мотаться туда-сюда без семьи, ведь квартиры стали давать уже позже. Год где-то я не дотерпел.
– Долгое время о ваших успехах мы узнавали только из прессы, а когда состоялось возвращение, в футбольных кругах Рязани вскоре появиласьбпоговорка: где Сергеев – там победа!
– Это, по-моему, Евгений Алексеевич Моченов придумал. Но так было далеко не всегда, иногда случались и поражения, хотя, конечно, в мини-футбольных соревнованиях – крайне редко. А ведь раньше тот же Артемьевский турнир был очень приличного уровня, всегда несколько участников были равны по силам. Мне же всегда нравилось выступать в одной команде с ветеранами – с Аваляном, Коняевым, Климашиным, Будановым, Букаревым. С ними можно было играть даже с закрытыми глазами – уже наперед знаешь, где кто откроется, куда последует передача.
– Судя по всему, ваша карьера могла сложиться еще более успешно: насколько удалось реализовать свой потенциал?
– Процентов на пятьдесят, не больше. Те же приглашения от «Дины» могли все кардинально перевернуть, и то, что ни одними из них я так и не воспользовался, наверное, была моя ошибка. А там кто знает, как все бы сложилось…
Юрий МАТЫЦИН