Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№33 от 7 сентября 2023 г.
Двигатель регресса
Рязанские муниципальные электросети погрязли в хозяйственном неведении


В лентах городских новостей по нескольку раз в месяц звучат сообщения о массовых отключениях света. Без электричества порой остаются до полутора десятков улиц и даже целые микрорайоны, как нынешним летом это происходило в Кальном и Семчине. Причин тому немало: от аварий до плановых ремонтов коммуникаций.

Обычно удачливые и толковые монтеры в течение нескольких часов находят неисправность и возвращают в сотни домов одно из самых насущных благ современной цивилизации. А вот у их начальства из муниципального унитарного предприятия «Рязанские городские распределительные электрические сети» (МУП «РГРЭС») в последнее время все меньше поводов для лучистого оптимизма.


Иллюстрация: Георгий Титов / «Новая»

Трансформаторное раздолбайство

В августе 2023 года были обнародованы данные проверки работы этого МУПа Контрольно-счетной палатой Рязани (КСП). Вслед за аудиторами региональные СМИ обнаружили в представленных результатах немало грехов, свойственным бизнес-структурам, находящимся в ловких, но не всегда крепких руках государства.

Заметим, что рязанские электросети, во многом за счет платы, взимаемой за присоединение новостроек к городским коммуникациям, – хозяйство достаточно прибыльное, принесшее по данным за 2020 и 2021 годы (именно этот период охватывала проверка) чистый доход больше, чем в 200 миллионов рублей. А значит, этот кусок городской собственности пробуждает у заинтересованных сторон аппетит к различным злоупотреблениям.

Поэтому, когда в августе были обнародованы первые эпизоды проверки, исследователи не сильно удивились контрактам, не выполненным в срок, пеням, которые так и не взыскали с проблемных подрядчиков, и «поразительным» связям фирм, получавших хлебные заказы от РГРЭС, с представителями депутатского корпуса.

Углубившись в чтение 37-страничного документа, мы обнаружили еще несколько фактов форменного головотяпства, которое, как минимум, может вызвать неразбериху при выяснении, кто на самом деле распоряжается недвижимостью этого предприятия.

А подконтрольных объектов у маленькой муниципальной империи хватает. На конец 2021 года, то есть на момент окончания проверки, на балансе предприятия насчитывалось 714 объектов, в основном это трансформаторные подстанции.

Между тем, право хозяйственного ведения в нарушение Гражданского кодекса было зарегистрировано лишь на 76 из них, а значит, 638 строений де-юре непонятно кем управлялись. Наверняка в МУПе есть бумаги, по которым строения были переданы предприятию мэрией, но если руководствоваться буквой закона, то подключение к такой полулегальной подстанции многоквартирного дома или нежилого помещения может считаться не совсем легитимным.

Еще один примечательный факт. Договоры аренды с администрацией Рязани были заключены только по 35 земельным участкам под подстанциями. Сколько денег недополучил бюджет в виде налога на землю, неизвестно даже бравым писцам из КСП.

Поиск истины в последней подстанции

Причин, по которым договоры не заключались, а объекты не регистрировались, судя по акту проверки, в МУПе назвать не смогли. На наш взгляд, их две. Первая – отсутствие страха какого-либо наказания. Недвижимость, как ни крути, муниципальная, прибыль идет в городскую казну, а в мэрии и Рязгордуме решат, как ею распорядиться и какую часть учесть в качестве арендной платы.

Но вопрос о принадлежности упомянутых строений все-таки актуален. В реестре муниципального имущества почему-то отсутствуют данные о 53 объектах, которые должны находиться на балансе МУП «РГРЭС», общей стоимостью 41,3 млн рублей.

Второй резон – банальная экономия. Госпошлина на регистрацию права хозяйственного ведения для юридического лица составляет 22 тысячи рублей. Если умножить ее на 638 – выйдет 14 миллионов 36 тысяч, а это почти 7% чистой прибыли за два года. Но отсутствие госрегистрации права также никакой серьезной ответственности не влечет.

Конечно, оргвыводы из вопиющего хозяйственного неведения своих подопечных в мэрии делали – за два года, которых касалась проверка, МУПом поочередно рулили три руководителя. Не мудрено, что при очевидной кадровой чехарде обстановка на предприятии была наэлектризована, и походы в Росреестр не были приоритетным направлением.

Но изучая доводы аудиторов, понимаешь, что слишком глубоко копать и искать истину в последней подстанции они не стремились.

В независимость Контрольно-счетной палаты от муниципальных и региональных властей верится с трудом. Резких движений без отмашки сверху в таких структурах делать не принято.

Готовы ли КСП-шные ищейки под предводительством уже нового председателя Павла Панина уверенно брать коррупционные следы, покажут их дальнейшие хождения по МУПам и прочим окологосударственным конторам.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Опутали небо веревками и ждем конца света?


Наши страницы в соцсетях

Борис Синицын