Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№39 от 7 октября 2021 г.
Навыки слежения за... звуками
Как научить ребенка наслаждаться красочным музыкальным водопадом

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей и увлечение только «легкой» музыкой препятствуют разностороннему развитию ребенка, обедняют его кругозор.

Если хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его, учитесь вместе с ним!

Возможно, некоторые мои советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан, и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи. Определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор. Какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите кассету (диск) с записью известного сочинения П.И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», и очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая грёза», «Мама», «Зимнее утро», и много других очаровательных музыкальных зарисовок.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представить их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, но и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Большим праздником в жизни ребенка может стать встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте.

Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Татьяна ЛУКИНСКИХ, музыкальный руководитель МБДОУ № 20 г. Рязани

Фото: группа Больше, чем фото ВКонтакте 

Татьяна ЛУКИНСКИХ