Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 7 декабря 2023 г.
Свежие новости
«Нас просто убивают»
Под Рязанью закрывают учреждение, жизненно необходимое тысячам детей


«Санаторий «Колос» – всё» – так можно было бы озаглавить этот материал. Почти сотня специалистов выставлены за дверь, огромное число подростков остались без убежища, в котором именно эти дети крайне нуждаются. Столь абсурдная ситуация возникла на фоне речей про необходимость больше рожать и затем патриотически воспитывать новое поколение. А на нынешнюю молодежь, извините за сленг, забили.

– На завтрак дают запеканку со сгущенкой, а ребенок смотрит недоверчиво и спрашивает «что это?», – рассказала «Новой» сотрудница еще недавно работающего «Колоса». – Или приезжает мальчик – грязный, запущенный, буквально вонючий. Вожатые скинулись и подарили ему набор для душа. Он смотрит на мочалку и спрашивает: «А вот это что?»

Таких историй здесь масса. Как и детей, за немногие годы работы «Колоса», узнавших что бывает чисто, вкусно, интересно. Больше не узнают – уголок нормального мира для них закрыт. Без объяснения причин.


Иллюстрация: Георгий Титов / «Новая»

Путевка в другую жизнь

Учреждение расположено в 25 км от Рязани – на сасовской электричке сюда добираться примерно полчаса. Это и свежий воздух, и настоящее раздолье – рядом пруды, поля, небольшие лески. Санаторий здесь построили четверть века назад и тогда он был «Домом колхозника», то есть местом отдыха для взрослых. Пережив несколько переподчинений, попал под крыло регионального минсоцзащиты. В 2014 году здесь сделали пункт для размещения беженцев, а спустя несколько месяцев вместо него открыли Детский оздоровительный центр круглогодичного действия «Колос». Организовали школу, где учились по 10-15 человек в классе, был отдельно стоящий бассейн, столовая и другие необходимые для такого комплекса объекты – благо корпусов несколько.

Беженцы снова появились здесь только в 2022 году. На осень 2023-го их оставалось менее 30 человек, да и тех куда-то перевели. С детьми же история отдельная.

– Поскольку мы подчиняемся не минздраву, а минсоцзащиты, то и приезжали их подопечные: дети из неблагополучных семей, те, кто оказался в трудной жизненной ситуации, инвалиды. И все жили одной дружной семьей, – рассказала наша собеседница. – Помню, приехал один мальчик-колясочник. Так его не то что не дразнили – его на руках носили. В буквальном смысле. И необходимости такой не было, просто вот так отнеслись к нему наши дети.

Как эти ребята жили вне «Колоса», обычный человек не особенно представляет. Например, «Новой» известна такая история. Девочку-подростка и двух ее младших братьев усыновила женщина из села Захарово. Как выяснилось позже – пьющая. Дети ей нужны были исключительно как источник дохода. Она их морила голодом, а в местной школе делали вид, что не замечают происходящего – им не нужны проверки и проблемы. Но зато детям дали путевку в «Колос». Попав сюда, девочка бросилась к директору санатория чуть не в ноги: молила что угодно сделать, но не возвращать «домой» ее и братьев. Директриса держала в санатории всех троих столько, сколько смогла, а затем организовала их устройство в интернат в другой район. Домой к «матери» можно было не возвращаться, и для них это стало освобождением из ада.

– Часть тех, кто приезжал к нам, у себя дома даже в школу не ходили. А тут хочешь не хочешь распорядок, учеба, кружки. Процедуры опять же. Не говоря уже о питании и чистом белье. Они узнавали здесь, что есть другая, нормальная жизнь, – делится наша собеседница.


Под завязку «Колос» был забит только летом, в остальное время детьми его просто не обеспечивали. Фото: kolos.ryazanszn.ru

Умелые ликвидаторы

Что касается медицинской составляющей, то сугубо лечебным «Колос» назвать нельзя, он именно оздоровительный. Здесь были массаж, в том числе подводный, ЛФК, все виды электролечения. Ключевое слово «были».

 – В ноябре нас просто поставили перед фактом, что будет сокращение. Сейчас уже более 80 человек ушли, порядка 30 работают, и 15-20 в подвешенном состоянии, – сообщила собеседница «Новой». – Но ни о каком сокращении в его законном смысле и речи нет. Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области, зная законы, все сделало так, что не подкопаешься.

Чиновники (а именно минсоцзащиты – инициатор закрытия, а не руководство «Колоса») организовали так называемый «простой». Люди не работают, получают две трети своего оклада, но при этом… обязаны находиться на рабочем месте! Одновременно ликвидировали служебный транспорт, на котором сотрудники раньше добирались до «Колоса». Общественный же стоит больше ста рублей в одну сторону и ходит, как удобно ему, а не сотрудникам. Из нескольких сельских населенных пунктов без служебной маршрутки сюда и вовсе не добраться.

– Я считаю, что рязанское минсоцзащиты – это... (дальше идет несколько уничижительных эпитетов, – ред.) организация. Они специально убрали транспорт, оставив обязательной явку на работу, и люди стали вынужденно писать заявления об увольнении. Юридически все провели со знанием дела, – говорит работница «Колоса». – И они же сделали все, чтобы довести санаторий до закрытия.

Рязанский министр соцзащиты Наталья Суворова сильно озабочена другим – выборами. Осенью она отчитывала подчинённых, что те не хотят голосовать за «Единую Россию» и приводить на участки родственников. Её куратор в статусе замгубернатора по фамилии Завалев вообще напрочь отсутствует в местном инфополе, чем породил массу шуток в свой адрес.

Интересная схема

«Колос» может единовременно принимать 220 детей, но такой показатель достигался только летом. В остальное время было и по 180, и по 90 обитателей. А сам санаторий их заполучить не может – путевки дает минсоцзащиты. Министерство этим не занималось, а потом заявило, что надо закрываться «в связи с малой наполняемостью учреждения».

– В области 25 районов, если от каждого в месяц отправлять по десять детей, уже будет 250. Что, не могли найти, кому из подростков необходима помощь? Неужели нет благополучных, но малообеспеченных семей, для которых такая путевка за счастье? Это просто саботаж, министерство не исполняло свою работу, а потом виноват оказался «Колос», – говорит сотрудница.

Засекреченное будущее

О самом интересном – что же будет дальше – работникам не говорят. Ни-че-го. Может, кому-то приглянулась территория с готовыми корпусами, часть из которых отремонтирована? Возможно, планируется смена профиля учреждения? Одни домыслы. Министерство своим непосредственным подчиненным планы озвучивать не намерено.

Что же тут можно было сделать? Например, оздоровительный центр специально для детей-инвалидов. Если модернизированный «Сосновый бор» частично отдали участникам СВО и членам их семей, почему не организовать отдельное место для особенных детей? Тем более что их родители давно жалуются – такого загородного учреждения в Рязанской области нет. Стационара, где дети-инвалиды будут находиться в большом коллективе из равных себе, вместе с подготовленным персоналом и медиками. К слову, один из корпусов «Колоса» уже полностью приспособлен для колясочников: сделаны широкие двери в комнаты и туалеты, есть пандусы. Но о такой перспективе никто даже не заикается.

Ремонт с подвохом

Если «Колос» закроют, то не восстановят уже никогда: новых социальных объектов такого типа у нас не строят. В противном случае, зачем сокращать сотрудников? Тот же «Сосновый бор», напомним, восстановили, а не возвели заново. Да и его пример скорее исключение из правил.

Если же закрыть санаторий, что расположен близ дачных поселков в Рязанском районе, от него вскоре останется один остов. Разнесут по частям. А второй раз история с воскрешением, как у «Соснового бора», не повторится.

Что же будет с «Колосом»? Пока минсоцзащиты публично не объявит о планах – ничего сказать наверняка нельзя. Зато можно отметить одну интересную деталь: прошлой весной здесь капитально отремонтировали бассейн.

У здания, отведенного под него, заменили крышу, плитку, входную группу, окна, сделали даже тепловую завесу – в общем, полное обновление.

– А какой вид из тех окон! Прямо из бассейна на сосны! – описывает сотрудница.

Такой вид многие прежние обитатели «Колоса» видели разве что в телевизоре. Ну, те, у кого в доме он был. Больше не увидят.

Получается, что грандиозный ремонт провели за полгода до закрытия. Зачем? Либо с целью передачи «кому надо», либо это просто халатность того же минсоцзащиты – выбросить деньги на ветер, а затем отдать бассейн с иголочки на растерзание или, в лучшем случае, на запустение.

В любом случае, крайними оказались дети, для которых время, проведенное в «Колосе», часто было самым радостным. Оно хотя бы дарило надежду на последующую счастливую жизнь.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Таинственная перезагрузка

1 декабря не наша собеседница, а другая сотрудница «Колоса» – Светлана Коновалова – публично спросила о перспективах санатория на странице губернатора «ВКонтакте». Ответ пришел от минсоцзащиты.

«Материальная база учреждения требует серьезного обновления и значительных вложений. Для этого разрабатывается план развития учреждения, в том числе его переформатирование. Кадровый состав планируется преимущественно сохранить, дополнительно сотрудникам предлагаются вакансии в других наших подведомственных учреждениях», – сообщили из министерства.

При этом: «план развития» и «переформатирование» пока остаются лишь набором букв. А людей увольняют пачками – той же Светлане, как она сама написала в соцсети, никаких предложений не поступало. Ее вопрос: «Почему на время ремонта нельзя сохранить места и задействовать сотрудников?» остался без ответа. Равно как и вопрос о том, почему работникам сообщили о сокращениях, а не о модернизации.

Похожий случай

Год назад мы писали о грядущем закрытии роддома №1 в Песочне в материале «Пока не уляжется скандал…» После публикации в облминздраве уверяли, что будет реорганизация – роддома №1 и №2 объединят в одно юридическое лицо. Выглядел тот ответ, будто учреждение продолжит работать на своем месте в Песочне, но с другой вывеской. А 2 апреля из роддома №1 выписали последнего младенца, появившегося здесь на свет. Но даже после этого чиновники, не моргнув, продолжали утверждать, что тот «работает в штатном режиме». По факту в здании было уже пусто.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Лагерный передел


Наши страницы в соцсетях
Наталья Поддубная