Его деяния еще предстоит миру переосмыслить по мере снятия грифа секретности с официальных документов и публикации частной переписки.
Бывший глава американской внешней политики действовал в годы Никсона и Форда, в «эпоху холодной войны». Киссинджер застолбил себе место в истории, став творцом «челночной дипломатии», приведшей к относительному миру на Ближнем Востоке, «разрядке международной напряженности» и первого договора по ограничению ядерных вооружений ОСВ-1 с Советским Союзом, нормализации отношений с КНР. Неудивительно, что в кончину Киссинджера высоко оценили его достижения «политика-прагматика» Путин, Си Цзиньпин и Нетаньяху.
Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Фото: IMAGO / MediaPunch
В послании вдове Киссинджера Нэнси президент Путин отметил, что имя покойного «неразрывно связано с прагматичной внешнеполитической линией, которая позволила добиться разрядки международной напряженности и достичь важнейших советско-американских соглашений, которые способствовали укреплению глобальной безопасности».
В июле этого года, уже отметив столетие, Киссинджер находился в Пекине, где его ждал самый почетный прием со стороны главных китайских чиновников, которые приветствовали в его лице государственного деятеля, «не имеющего себе равных в Соединенных Штатах».
Визит в Пекин Генри Киссинджера, отметившего в мае этого года 100-летний юбилей. Фото: AP / TASS
Однако в странах Латинской Америки, Азии и Африки Киссинджера вспоминают в связи с поддержкой Вашингтоном военных переворотов и хунт в Чили, Аргентине и других странах, с тайной бомбежкой американцами Камбоджи, приведшей к захвату власти в этой стране чудовищным режимом «красных кхмеров», падению Южного Вьетнама, с отказом остановить геноцид бенгальских индуистов в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш). Менее известные примеры, когда США «закрывали глаза» на заговоры, которые привели к массовым убийствам или перемещению населения: события в Восточном Тиморе и на Кипре.
Критики утверждают, что подход Киссинджера – творца real politik («реальной политики») – противоречил демократическим идеалам и нанес огромный ущерб всему миру.
Его некролог в либеральном журнале Rolling Stone озаглавлен: «Генри Киссинджер, военный преступник, любимый правящим классом Америки, наконец, умер».
Киссинджер начинал свою политическую карьеру в рядах Демпартии, но потом перешел к республиканцам. Однако однопартийцы, в частности команда, пришедшая в Белый дом вместе с Рейганом, критиковали Киссинджера за то, что он выступал против принятия поправки Джексона –Вэника, которая обуславливала нормальные торговые отношения с Советским Союзом согласием Кремля разрешить эмиграцию советским евреям. Киссинджер, сам в прошлом еврейский беженец, считал поправку препятствием на пути к «разрядке».
В июле 1975 года он убедил президента Форда не встречаться в Белом доме с изгнанным из СССР писателем Александром Солженицыным. Солженицын был символом сопротивления советскому режиму, но Киссинджер опасался негативного воздействия Нобелевского лауреата по литературе на политику разрядки в отношениях с Москвой. По его словам, он действовал «в мире, где власть остается высшим арбитром».
Сторонники Киссинджера утверждают, что даже наиболее спорные его внешнеполитические проекты «способствовали стабильности» и были порождены прагматизмом в стремлении достичь целей США.
Как отметил президент Байден, который впервые встретился с Киссинджером в должности сенатора-члена комитета по международным отношениям, «на протяжении всей нашей карьеры мы часто расходились во мнениях. И часто – сильно. Но уже с первого брифинга стал очевиден его яростный интеллект и глубокая стратегическая направленность». Я был свидетелем того, с каким почетом Генри Киссинджера принимали на Капитолийском холме в качестве участника различных слушаний по международным отношениям.
Дональд Трамп и Генри Киссинджер в Белом доме. Фото: AP / TASS
Гарвардский и Колумбийский университеты предлагали ему должность профессора, но образ жизни Киссинджера, который, как сообщается, включал в себя 150 тысяч долларов в месяц для личных охранников и полеты частными самолетами, не мог быть обеспечен академической зарплатой. А вот консультации крупнейшим корпорациям, шейхам и олигархам сделали дипломата богатым.
Помимо книг и консультаций Киссинджер до 90 лет писал регулярные газетные колонки о международной политике и выступал в вечерних телешоу. Как отмечает Томас Липпман, бывший репортер «Вашингтон пост», освещавший дипломатическую деятельность Киссинджера во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, политик был знаком с выдающимися личностями кинобизнеса, в том числе с актерами Грегори Пеком и Кирком Дугласом, руководителем студии Paramount Робертом Эвансом, встречался с молодыми актрисами. Самые яркие отношения сложились с Джилл Сент-Джон, актрисой «бондианы», известной своими огненно-рыжими волосами, по которым он любил проводить пальцами, даже когда они ужинали с другими людьми.
Генри Киссинджер и Джилл Сент-Джон. Фото: из открытых источников
Среди прочих увлечений были Ширли Маклейн, Марло Томас и Кэндис Берген. При этом свои «челночные визиты» он зачастую осуществлял в полном секрете, о них не знали не только журналисты, но и послы США в зарубежных странах. На вопрос журналистки, предпочитает ли он, чтобы к нему обращались «мистер госсекретарь» или «доктор Киссинджер, он ответил то ли в шутку, то ли всерьез: «Ваше превосходительство» мне подойдет».
«Яростный интеллект» (напомню эпитет Байдена) помог беженцу из Германии (настоящее имя – Хайнц Альфред Киссинджер), переехавшему в Америку (только здесь он стал Генри) за три месяца до «Хрустальной ночи» и освобождавшему в составе 84-й пехотной дивизии запад Германии, сделать головокружительную политическую карьеру. Киссинджер – единственный американский политик, сочетавший одновременно два поста: советника по нацбезопасности и госсекретаря. Также он – единственный из руководящих фигур в администрации Ричарда Никсона, избежавший последствий уотергейтского скандала, приведшего к досрочной отставке президента.
Международная ситуация сейчас напоминает худшие периоды холодной войны, и наследие Киссинджера востребовано больше, чем во времена Клинтона или Бушей – старшего и младшего. Современным политикам не хватает энергии и гибкости бывшего госсекретаря США.
Президент России Владимир Путин и экс-госсекретарь США Генри Киссинджер. Фото: Алексей Никольский / ИТАР-ТАСС
В январе 2023 года Киссинджер поддержал членство Украины в НАТО, заявив, что «идея нейтральной Украины в нынешних условиях больше не имеет смысла». Одновременно он в своей речи по видеосвязи перед участниками Всемирного экономическом форума в Давосе отметил, что России должна быть предоставлена возможность однажды воссоединиться с международной системой – после любого мирного соглашения на Украине. Диалог с Москвой должен продолжаться. Патриарх реальной политики подчеркнул, как важно избежать эскалации конфликта между Россией и Западом. Цитата: «Уничтожение России как государства, способного проводить собственную политику, откроет обширную территорию в 11 часовых поясов, на которой находятся свыше 15000 единиц ядерного оружия, для внутреннего конфликта и внешнего вмешательства».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Не понимаю, почему их не расстрелять»