Про Сергея Назаровича, кажется, уже все написано и рассказано. Как рассказано про Пеле, Марадону, Гретцки, Джордана, Фишера, Сенну и прочих звезд мирового спорта, которые радовали не одно поколение болельщиков потрясающими первоклассными спектаклями. И фантастическими рекордами. Тем не менее споры о том, кого же считать, к примеру, лучшим в истории футболистом, хоккеистом, баскетболистом, шахматистом и автогонщиком, не утихают. И будут продолжаться. А вот Бубку, совершившего «прыжок в XXI век», без вопросов называют величайшим шестовиком двадцатого столетия.
Сергей Бубка устанавливает новый мировой рекорд в прыжках в высоту с шестом. Фото: Валерий Зуфаров, Яшар Халилов / Фотохроника ТАСС
Удивительное дело: уроженец Ворошиловграда выступал в трех десятилетиях и является единственным в мире легкоатлетом, побеждавшим на шести планетарных первенствах подряд. Он – олимпийский чемпион-88. Его рекорд – 6,14 – четверть века никто не мог перекрыть.
Сергей, чьи родители не имели никакого отношения к спорту (папа – военный, мама – трудилась в поликлинике), пришел на первую тренировку за компанию с другом-тезкой, который во дворе рассказывал всем, что с «помощью длинной палки достанет до неба». 10-летний мальчишка поверит приятелю – и встретится в секции с Виталием Петровым, самобытным тренером-практиком, который приметит в худеньком шустром пареньке талант к едва ли не самому сложному в техническом плане виду легкой атлетики. Известного спортсмена из Виталия Афанасьевича, отпраздновавшего недавно 85-летие, не получилось, но он обладал чутьем и мудростью и знал, как превратить озорного школьника в космического шестовика.
Надо сказать, что Сергею большую помощь оказал и старший брат Василий. И не только потому, что однажды вытащил будущего чемпиона, захлебывавшегося и терявшего сознание, из огромной бочки с водой. Но и потому, что согласился возить мальца на занятия через весь город. И незаметно сам увлекся прыжками, чем весьма подзадоривал братишку. Василий, к слову, занимал призовые места на континентальных и мировых форумах, хотя и оставался всегда в тени Сергея…
Сергей Бубка с семьей. Фото: фотохроника ТАСС
Вдвоем они и переехали в 1979-м в Донецк, так как там Виталию Петрову предложили нормальные условия для работы. Мама, Валентина Михайловна, не хотела отпускать детей, но в конце концов сдалась. Братья, сменившие родную квартиру на общагу в чужом краю, не сдавались и мужественно переносили все испытания. С деньгами было туго, поэтому они экономили буквально на всем, но тренировались яростно и учились достойно (Сергей окончит в итоге школу без троек, а учителя будут удивляться, зачем такому умнику спорт). Конечно, добрый наставник (в честь него Бубка назовет впоследствии сына) и его жена оказывали ребятам в быту всестороннюю поддержку: подкармливали, одевали, кормили. Однако подававшему надежды пареньку нередко хотелось все бросить и вернуться домой. Особенно после того, как на юниорском форуме в Цюрихе он занял 7-е место. Ко всему прочему и многие легкоатлетические начальники собирались зачехлить молодого Бубку. Но его отстоял Игорь Тер-Ованесян.
В 1983-м он только-только возглавил сборную СССР и не побоялся под личную ответственность включить в состав команды на первый в истории чемпионат мира в Хельсинки не прошедшего отбор 19-летнего «неудачника». И тот вернулся в Донецк с золотой медалью. Забавно, что журналисты в Финляндии так и не дождались неизвестного триумфатора: сразу после соревнований он уехал в гостиницу, просто не знал, что есть такая штука – пресс-конференция…
В следующем году в Америке, на «Играх под крышей», Бубка возьмет 5,83 (мировой рекорд в помещениях). И «Лос-Анджелес Таймс» похвалит его от души: «Сергей – феноменальный и непостижимый прыгун. Он заставляет нас пересмотреть представление о наших способностях и возможностях. Если кому-то и посчастливится покорить 6-метровый рубеж, то претендент номер один – Бубка». И все равно никто не ожидал, что уже в следующем, 1985 году произойдет одно из самых запоминающихся спортивных чудес XX века.
СССР. Москва. 9 июня 1991 г. Олимпийский чемпион по прыжкам с шестом Сергей Бубка. Фото: Александр Яковлев / Фотохроника ТАСС
Субботний день (13 июля) выдался теплым и почти безветренным. Идеальным для прыгунов всех мастей. Бубка начал с отметки 5,70. И легко справился с высотой, на которой его соперники – американец Олсон, француз Колле и чемпион Европы Александр Крупский – завершили свои выступления. Сергей заказывает 5,96. Публика в ожидании. Но пока работники арены фиксировали планку, советский атлет меняет решение… И на табло загораются цифры 6,00. Трибуны одобрительно загудели. Но ни первый, ни второй заход не удались. Повисла тишина. «Не одолеет, не в этот раз…» – шептались болельщики. Но Бубка любил повторять: «Если у тебя в запасе есть одна попытка, ты не проиграл». Он передохнул и крепко сжал шест. Бежал он по узкой гаревой дорожке маленького стадиона в предместье Парижа очень быстро, а потом оттолкнулся и – воспарил. Зрители охнули и ахнули одновременно. А планочка, едва шелохнувшись, замерла на отметке 6,00. И в 18 часов 44 минуты приземлился на синие мягкие матрасы уже не человек, а легенда. Живая и настоящая.
Через 12 месяцев на Играх доброй воли в Москве он без проблем возьмет 6,01. Но вместо похвалы схлопочет от партийных чиновников выговор за то, что прекратит на этом личный «доклад» на турнире: «Советский спортсмен всегда борется до конца и не останавливается на достигнутом».
Бубка и не останавливался. И боролся. Но – по-своему. С 1983-го по 1994-й он установил 35 рекордов (17 – на открытых стадионах, а 18 – в помещениях). Последний рекорд под небом голубым (6,14) случился в Сестриере, а вот в Донецке (под крышей) он прыгнул на 6,15. Но вот любопытный момент: когда в Токио, в 1991-м, Сергей преодолел 5,95, японцы благодаря компьютерным технологиям подсчитали, что реально русский уникум «отмахал» 6,37…
Так в чем феномен Бубки? Чем он, «перескакивавший» радугу, привлек фортуну? Американский писатель Уильям Уорд полагал, что есть четыре шага к любому великому достижению: четкое планирование, тщательная подготовка, позитивный настрой и работа с усердием.
Сергей Бубка в полете. Фото: Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС
Не знаю, читал ли ворошиловградец, развивавший при разбеге крейсерскую скорость, труды штатовского мотиватора, но те четыре пункта он выполнял от и до. Олимпиаду в Сеуле Бубка спокойно занес себе в актив с результатом 5,90. В Барселоне-92 у него не сложилось – что, безусловно, явилось сенсацией. В Атланте-96 Сергей, уже защищавший цвета Украины, из-за боли в ахилловом сухожилии на старт не выйдет вовсе. Пришлось оперироваться. В 1997-м он, чудом восстановившись, отправится на свой шестой чемпионат мира в Афины и в шестой раз подряд никому не оставит шансов. 6,01 (рекорд планетарного первенства) в 34 года после перенесенного хирургического вмешательства – это ли не чудо? Он «привезет» американцу Дину Старки десять сантиметров, а россиянину Максиму Тарасову – пять.
На Игры в Сидней-2000 «старичок» Бубка, естественно, полетит за медалью, но, к разочарованию болельщиков, «забаранит» все три попытки. Зато откроет в Донецке завод хлебобулочных изделий.
Там же в конце века выдающемуся спортсмену современности (так его окрестит Хуан Антонио Самаранч) установят памятник на главной улице города. Да, Сергей Назарович будет продолжать играть и выигрывать и за пределами арены. У него все склеится не только с кренделями и булками. Он был главой НОК Украины и вице-президентом Международной ассоциации легкоатлетических федераций. Являлся народным депутатом от фракции «За единую Украину» и внештатным советником Виктора Януковича…
Правда, недавно человека, который сделал столько полезного для своей страны, внесли на исторической родине в списки врагов и грозят лишить всех госнаград (в том числе – звания Героя Украины) за ведение бизнеса в ДНР и Крыму.
Но доктор наук и почетный житель Братиславы и Падуи, который давно обосновался в Монако, уже вписал свое имя в историю.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Наши страницы в соцсетях