Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№05 от 8 февраля 2018 г.
Рязань глазами импрессиониста
 Тамбовский художник Денис Исаев – о бабушкиных рассказах, подарке Майорову и иконописцах, опередивших время

В нашем городе за последние несколько лет был проведен ряд художественных мероприятий, где принимавшим в них участие авторам предлагалось запечатлеть виды центра Рязани, чей старинный деревянный облик утрачивается чуть ли не с каждым месяцем. Причем подобные работы все чаще теперь можно встретить на вернисажах, когда изображенное уникальное здание уже потеряно. И совсем неожиданно было услышать, что у нас еще не все так плохо по сравнению с другими городами, от тамбовского художника Дениса ИСАЕВА, чья персональная выставка «Рязанская Русь» недавно открылась в Музее истории молодежного движения (ул.Свободы, д.79).



– Ты родом из Тамбова, но практически каждую неделю приезжаешь в наш город на пленэры. Чем тебя так привлекает Рязань?

– Я уроженец Тамбова только по паспорту. Моя бабушка по материнской линии имеет рязанские корни. Кстати, несколько работ на этой выставке я посвятил памяти о ней. Вот ее портрет, например. И она мне в детстве рассказывала различные истории. Причем не какие-то сказки, а определенные легенды, которые не прочитаешь ни в книгах, ни в интернете. Много поведала об истории села Исады, откуда мы родом, о селах Воиново городище, Рясы, Старая Рязань. То есть делилась тем, что передавалось из поколения в поколение. И вот эти рассказы в дальнейшем повлияли на мое творчество. Бабушка рассказывала, что наш род очень древний и ведет свою историю со времен Старой Рязани. Говорила, как люди раньше жили. Может, и была в ее рассказах доля художественного вымысла, но здесь стоит учитывать, что истории передавались на протяжении длительного времени и, конечно же, обрастали различными подробностями, какими-то дополнениями и прочим. Но, тем не менее, оставило в душе ребенка неизгладимое впечатление, которое, повторюсь, затем нашло отражение в моем творчестве.

– Расскажи немного о представленных произведениях.

– Многие работы, демонстрируемые здесь, сначала были нарисованы мной в детстве, когда бабушка была еще жива. Я приходил к ней по выходным и рисовал. Ведь какие еще тогда были развлечения? Черно-белый советский телевизор, по которому шел субботний телеканал. И вот я иллюстрировал бабушкины рассказы. Потом я те альбомчики и наброски нашел и стал переводить на холст маслом. Что-то дополнял в цвете или композиции. На выставке есть виды Старой Рязани, как я ее себе теперь представляю. Сейчас там, естественно, ничего уже нет, лишь пустое место и арка, построенная в XIX веке. Но самое главное – ландшафт, оставшийся там. И когда туда приезжаешь, то чувствуешь это место силы, дающее большой заряд позитивной энергии. После этого все переходит в творчество и питает даже на расстоянии, когда работаешь в тамбовской мастерской.    

Почему я именно Рязань выбрал? Потому что она как бы соединила все места силы, где я побывал. Поднимаюсь, к примеру, на Кремлевский вал, и появляется ощущение перемещения во времени. Смотришь – вот тут шли бои, а тут были рвы, заполнявшиеся водой. Вообще, в Рязани имеется много атмосферных мест, которых в Тамбове совсем не осталось. Плюс еще что-то советское, что уничтожено в других городах. Вроде интерьеров и мебели, оставшихся на ВГТРК «Ока» на улице Скоморошинской. Даже диван, сохранившийся с субботнего телеканала. Эти вещи, разрушаемые в других местах, создают определенное настроение. В Рязани же можно идти и открывать для себя что-то новое и бесконечное, что затем будет интересным не только тебе, но и твоему зрителю, пришедшему на выставку и зачерпнувшему положительные эмоции, которые его напитают. 

В чем особенность мест сил? В них ты работаешь, они дают тебе энергию, которую ты через себя пропускаешь, а потом отдаешь обратно. Будь она положительная или отрицательная, хотя, на мой взгляд, в искусстве нужна положительная. Пусть это будет светлое и радостное, как воспоминания о детстве, как тот же субботний телеканал. Поскольку каждый художник должен опираться на некий базис. Для меня это Исады, Воиново городище и Старая Рязань, на чем я базируюсь в своем творчестве.

Кроме этого на выставке есть триптих, связанный с религиозными праздниками, потому что Рязань издавна была религиозным местом. В частности, работа под названием «Ночь в кремле», посвященная Рождеству. Или полотно «Троица», выполненное зелеными, охристыми, желтыми цветами. Хотя на нем и изображены дети, но в народе его уже прозвали «Рязанская Троица». А также третья работа «Пасха. Бабушкина кухня».

– Ты уже несколько раз в интервью упомянул субботний телеканал. Похоже, он имеет большое значение в твоей жизни?

– Как говорится, все мы родом из детства. И субботний телеканал – это мое детство. Его же показывали в трех областях: Рязанской, Тамбовской и Липецкой. В то время, когда по телевизору показывали два канала, а затем появляется еще один, который ведет обаятельнейший журналист и актер Валерий Майоров. И любой мог позвонить в прямой эфир и высказать какие-то свои пожелания. И этот телеканал стал сенсацией, поскольку по нему показывали разнообразные фильмы, мультфильмы, какие-то новинки. И подавалось все свободно и независимо, без каких-либо рамок и ограничений. Естественно, он оказал на меня большое влияние. Он же шел с утра до вечера, и я часто сбегал с уроков к бабушке, чтобы посмотреть телепередачи. Особенно запомнился эфир, когда туда пришел Борис Гребенщиков. 

Потом в Тамбов как-то приехал Валерий Майоров. Я собрал в отдельный альбомчик рисунки, выполненные с телеэкрана, когда по нему шли фильмы, сшил его и подарил подборку Майорову. Между прочим, на этой выставке есть графическая серия, посвященная Валерию Евгеньевичу и субботнему телеканалу. 

– У тебя весьма оригинальный живописный стиль. А некоторые эксперты даже дали ему название «протославянский импрессионизм». Расскажи, что в нем необычного.

– Многие художники в своем творчестве предпочитают добиваться стопроцентной фотографической достоверности. Но. как я говорю ученикам на уроках, для этого достаточно взять фотоаппарат. Поэтому, по моему мнению, настоящее искусство является альтернативой всему этому. Хотя с фотографической точностью писать могу и я. Поэтому всегда старался, чтобы мое творчество было альтернативным, нестандартным, незашоренным, не таким чиновничьим, которое сейчас повсюду. Отрадно, что Рязань идет навстречу искусству, что здесь это востребовано и интересно зрителю. И если в Тамбове оно стало, опять же, чиновничьим, то в Рязани творчество более неформальное. Правда, к моему огорчению, многие в вашем городе этого не ценят. Вроде людей, живущих у моря, но не замечающих его.

Что касается жанра, в котором я работаю. Поначалу такое название меня несколько резануло. Со своей стороны, если сделать некую привязку к данному термину, то это будет Старая Рязань, погибшая в XIII веке. Но она была очень высокоцивилизованным городом, столицей княжества, где проходили торговые пути. И искусство здесь было ничуть не хуже, чем в других городах. Были свои художники-иконописцы, занимавшиеся росписью интерьеров. И если взять «протославянский импрессионизм», то на моих работах можно заметить фресковые тона. Вот откуда я взял этот синий цвет? Как-то зашел в Рязанском кремле в один из храмов, посмотрел на потолок и там был подобный ультрамариновый цвет. Возможно, он встречался и в Старой Рязани, и «протославянский импрессионизм» идет оттуда. Например, я всегда считал, что именно русские иконописцы были первыми импрессионистами, достаточно посмотреть на их росписи. Серебряные цвета и золото, мощные переливы, все построено на синих воздушных тонах. На мой взгляд, импрессионизм придуман не во Франции. 

– Есть ли какие-либо планы, связанные в будущем с Рязанью?

– Мне пришла идея устраивать для художников исадские пленэры. Поскольку проводится хорошая политика поддержки этого древнего села. Хотелось бы, чтобы туда приезжали не только рязанские и тамбовские художники, но и авторы из других городов, в том числе из Москвы и Петербурга. Администрация оплачивала бы материалы, а художники потом отдавали созданные произведения, допустим, управлению культуры и туризма, которое все это спонсирует. При минимальных вложениях идея достаточно интересная и с помощью нее в дальнейшем развивался бы культурный туризм. Этот материал, собранный на Рязанской земле на таких атмосферных местах силы, оставался здесь же и пополнял фонды местных музеев.

Фото автора

P.S. Выставка «Рязанская Русь» продлится до 20 февраля. График работы музея: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17.00). Выходной – воскресенье. Телефоны для справок: 25-71-71, 25-52-50, 25-89-10.
Георгий ТИТОВ