Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 8 марта 2018 г.
Скопа дышит на ладан
 В некогда процветающем райцентре Рязанской области промышленность и секретные объекты приказали долго жить

Райцентр Скопин всегда был известен как город мастеров-ремесленников, развитой промышленности, военной доблести и… наличием сразу нескольких тюрем. Сейчас он привлекает только родственников осужденных и сталкеров – любителей полазить по заброшенным зданиям.

Если приехать в Скопин на автобусе и подойти к любому таксисту с просьбой показать достопримечательности, он без раздумий свозит на «местную Рублевку», потом покажет оставшуюся от знаменитого стекольного завода трубу. И домчит до заброшенной войсковой части 397-го гвардейского Псковского Краснознаменного реактивного артиллерийского полка. Сильный контраст на фоне недавнего награждения губернатором скопинца Александра Бокова титулом «Лучший глава администрации района». 

Справедливости ради стоит отметить, что в городе есть интереснейший краеведческий музей, замечательный Дворец культуры с легендарным театром «Предел», музыкальная школа, производство и музей керамики. Но все это – как бы сказать, чтобы никого не обидеть, – просто обязано быть в 26-тысячном городе.  

Войсковая часть на продажу

Сразу же при въезде в Скопин открывается грустная картина: четырехэтажное здание с выбитыми окнами за бетонным забором. За ним при желании можно увидеть еще несколько, все они – разной степени разрушения. Выбиты стекла, снят линолеум, срезаны перила. Но во всех строениях еще можно найти следы обычной человеческой жизни: валяющиеся занавески и сломанные кровати и столы, книги, матрацы, «кирзачи» и камуфляжи. 



Это бывший секретный объект – войсковая часть 51911, которую закрывали постепенно, а в 2008 году расформировали окончательно. Одних военнослужащих перевели в другие части, другие уволились в запас и устроились на гражданскую работу. С тех пор территория в/ч 51911 пустует, несколько крепких и нестарых строений (1986–1989 гг. постройки) разрушаются. Коммуникации отсутствуют. 



Года четыре назад Министерство обороны передало территорию с уже разоренными зданиями на баланс муниципалитета. Теперь земли, нарезанные на участки для индивидуального жилищного строительства, продаются по 450 тыс. рублей за 13 соток. Несколько участков уже выкуплены. О том, что секретная войсковая часть будет застроена домами, рядовые жители города узнали в последнюю очередь. На вопрос, были ли по этому вопросу публичные слушания или другие обсуждения, только смеются: «Это у вас в Рязани публичные слушания, у нас о слушаниях ничего не слышали».



Может, скопинцы мечтали увидеть на этом месте парк или лагерь детского отдыха – теперь об этом никто не узнает. Да и после драки, как говорится, кулаками не машут.

«Бабло по-легкому»

Скопин, как и все старинные малые города России, по-своему интересен. За приземистыми домами дореволюционной постройки вдруг вырастают современные здания среднеобразовательной школы или спорткомплекса, торгово-развлекательного центра. К слову, ТРЦ в Скопине немного, а «Дикси» и «Магниты» не могут похвалиться толпами покупателей. Зато можно набрести на маленькие магазинчики, в которых продается свежайшая курятина и свинина по действительно смешным ценам. 

И вот – улочки, переулки, уютные дворы, заснеженные скверы. Ни тебе суеты, ни автомобильных пробок. Гуляй и наслаждайся купеческим духом. Вдруг за всем этим возникает еще одна разруха и боль многих скопинцев – стекольный завод. Половину корпусов уже демонтировали, осталось здание конторы и трубы. За шлагбаумом стоят охранники, неизвестно что и от кого охраняют. 



Когда-то о заводе знали во всем Союзе, рабочие получали зарплаты и квартиры, были твердо уверены в завтрашнем дне. Через дорогу от проходной было построено несколько многоквартирных домов для рабочих и детский сад для их детей. В 1990-е годы началась приватизация всего и вся, в начале «нулевых» сменилось правление завода, снизились объемы продукции, прекратились финансовые вливания в модернизацию и элементарный ремонт. 

В 2009 году производство полностью остановилось, кредиторская задолженность превысила стоимость самого предприятия. Угрозы работников перекрыть федеральную автодорогу «Каспий»  ни к чему конкретному не привели: приехал губернатор Ковалев, пообещал подумать, восстановить, поручить… Без работы остались последние 600 сотрудников предприятия. 




В настоящее время технологи и стеклодувы, мастера и формировщики давно уже устроились охранниками, слесарями или разнорабочими на московских стройках. Но до сих пор сжимают кулаки, услышав вопросы о причинах разорения стекольного. Отвечают так: «Новые русские решили срубить бабла по-легкому, вот чем закончилось!» Говорят, что в каждом скопинском доме до сих пор хранятся декоративные изделия из стекла и хрусталя – конфетницы, вазы, бокалы. Они давно уже вышли из моды, но у скопинцев отправить все эти вещички в кладовку рука не поднимается.  


Минус десять, плюс один

За последние 20 лет только в райцентре было уничтожено порядка десяти крупных предприятий: металлургический комбинат и завод металлоизделий, ковровая фабрика и завод электронасосов, межколхозная строительная организация и автобазы, асфальтовые заводы. Оставшиеся несколько предприятий дышат на ладан. Тысячи людей были брошены на произвол судьбы – кто спился, кто подался в столицу. 

В советские времена Скопинский район занимал второе место после Рязанского по объему промышленного производства, теперь о промышленности говорить во всеуслышание как-то не принято. В районе все чаще заговаривают о мегасвинокомплексе, который собираются построить благодаря инвестициям тайской компании Charoen Pokphand Foods близ села Вослебово. Власти пообещали 160 новых рабочих мест, но и 180 тыс. свиней в придачу. Теперь у жителей окрестных сел возникла дилемма: то ли радоваться призрачным рабочим местам, то ли ужасаться предстоящим газовым атакам. 

А во всем остальном – город как город. Жаль только, совсем уже не похож на стремительную птицу скопу, изображенную на гербе райцентра.

Фото автора
Екатерина ВУЛИХ