Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 8 марта 2018 г.
Мучат в школе
 Конфликты между родителями и педагогами все чаще попадают в криминальную хронику

В последнее время жизненные обстоятельства стали складываться так, что школы, учителя и ученики все чаще стали фигурировать в криминальной и судебной хронике. Уже никого не удивляют прокурорские проверки в учебных заведениях. Родители засыпают жалобами на педагогов кабинеты власти и редакции СМИ. На этом фоне на задний план отошли конкурсы «Учитель года» и еще недавно набивавшие оскомину споры о плюсах и минусах ЕГЭ. Не до этого. На первом плане – здоровье детей. Родители потеряли уверенность в том, что их ребенок вернется после занятий без моральных, а зачастую и физических травм. И неважно, где территориально находится учебное заведение. От такого рода проблем не застрахованы как горожане, так и сельчане. Вот два последних примера конфликтов между родителями и педагогами, произошедших в школах Кадомского и Милославского районов Рязанской области. На кону – здоровье детей.

«Бунт» Жебель

«Новая» (№5Р от 8 февраля 2018г.) рассказывала о том, как 5 февраля в Кадомской средней школе им. С.Я.Батышева (рабочий поселок Кадом Рязанской области) на уроке физической культуры (преподаватель Вадим Китушин) ученик 8Б класса Илья Донских, выполняя упражнения на брусьях, сорвался со снаряда и травмировал обе руки, повредив кожные покровы. Педагоги всеми способами пытались замять ЧП. Спустить все на тормозах не удалось благодаря нашей публикации и оперативной реакции районной прокуратуры.



А затем в редакцию пришло письмо от опекуна Ильи Донских, матери пятерых детей Галины Жебель с детальным описанием сегодняшних нравов и порядков в, казалось бы, благополучной Кадомской средней школе им. С.Я.Батышева. Кстати, по этому же поводу Галина Жебель обратилась с письмом к министру образования Рязанской области Ольге Щетинкиной. 

По словам Галины Жебель, проблемы начались с того, что в сентябре 2016 года из-за низкой температуры в кабинетах ее дочь, Мария-София Жебель, учащаяся 8А класса, начала ходить в школу в черном брючном костюме классического покроя и белой блузке. Администрация школы посчитала, что внешний вид  ее дочери не соответствует общепринятым правилам, по которым ученицы должны носить юбки. Замдиректора по воспитательной работе Л.Н.Абросимова, классный руководитель О.Ю.Майорова и учитель биологии С.Н.Наместникова постоянно стали делать ей замечания в присутствии других учеников, иногда в грубой форме, по поводу ее внешнего вида.

«Мне пришлось обратиться к классному руководителю О.Ю.Майоровой и объяснить ей, что внешний вид  дочери не противоречит принятым правилам. Администрации школы это не понравилось, и 3 октября 2016 года дочь и троих моих приемных детей просто не впустили в школу, ссылаясь на то, что они якобы пришли без сменной обуви. Хотя сменная обувь находилась в школьной раздевалке, директор школы не разрешил им даже войти в учебное заведение. По данному факту мне пришлось обратиться в прокуратуру. Прокурор после проведенной проверки подтвердил факт нарушения законодательства директором школы В.С.Одиночкиным», – пишет Галина Жебель.

Но Галине дали понять, что она зря обратилась в прокуратуру, и теперь  ее дочери больше не быть отличницей. Возмездия долго ждать не пришлось. Уже во второй четверти по дисциплине «Биология» Марии-Софии выставили оценку «4» (по утверждению мамы, на протяжении всех лет обучения в школе у дочери были только отличные итоговые оценки по всем дисциплинам). Мария-София с этой оценкой не согласилась и написала заявление на переаттестацию. Но переаттестация, которую проводили с нарушениями, не удалась. Во время ответа на поставленные вопросы Марию-Софию постоянно перебивали, на верные ответы говорили, что она отвечает не то, стараясь запутать ее в ответе. Позже результаты все же пересмотрели в пользу девочки в связи с нарушением комиссией по переаттестации действующего законодательства.

Но на этом дело не закончилось. Дочери Галины Жебель пришлось несладко. В конце марта 2017 года учащимся школы было запрещено пользоваться мобильными телефонами во время нахождения в учебном заведении. Во время проведения классного часа 31 марта 2017 года Мария-София сказала классному руководителю, что данный запрет незаконен. Ее замечание  переросло в драму. Как это какая-то ученица будет делать замечания о законности запретов школьной администрации. 

3 апреля в классе, в котором обучается  дочь Галины Жебель, было проведено срочное родительское собрание вместе с учениками. «Сотрудник районо Т.В.Хомягина перед всеми одноклассниками  дочери обсуждала ее внешний вид, родителей и финансовое положение нашей семьи, и объяснила Марии-Софии, что она не вписывается в коллектив  класса, она здесь лишняя, и неужели этого сама не понимает. Никто из педагогических работников, присутствовавших на собрании, не остановил Хомягину. А замдиректора по воспитательной работе Л.Н.Абросимова предложила моей дочери подыскать себе другую школу для дальнейшего обучения», – пишет Галина Жебель. 

Мария-София перенесла сильный нервно-психологический стресс, пришлось обращаться за помощью к врачу-специалисту.  По состоянию здоровья девочка не могла посещать школу 14 дней.

«Как такие педагоги работают в наших школах? Чему они могут научить наших детей, кроме наглости, подлости, лживости, беспринципности и беззакония?», – спрашивает министра образования Рязанской области мама пятерых учеников Галина Жебель.

«Не вижу оснований для наказания»

А из Милославского района в редакцию обратился Сергей Иванович Барков – дедушка ученицы 1 класса Больше-Подовеченской школы (Милославский район Рязанской области) Вики Барковой. Обратился, как не трудно догадаться, не со словами благодарности.

«17 ноября 2017 года Баркова Виктория, учащаяся 1 класса Больше-Подовеченской школы Милославского района, получила травму. На уроке физической культуры ее одноклассник Руслан Газиев нанес ей сильные удары мячом по левой стороне лица. Девочка обращалась на уроке к учителю, говоря, что Руслан больно кидает в лицо мяч, но та никаких мер не приняла. В дальнейшем он старался побольнее кинуть и попасть, а Виктория не могла увернуться, и он постоянно попадал ей по лицу. После случившегося ребенка пришлось госпитализировать с диагнозом “Острая компрессионно-ишемическая невропатия левого лицевого нерва”», – сообщает Сергей Иванович.



К вечеру у девочки распухла щека, перестал закрываться глаз, потом оказалось, что не работает вообще половина мышц на лице с одной стороны, изо рта даже пища падает. Виктория не могла четко говорить. Почти два месяца она находилась в больнице – сначала в ГБУ РО «Скопинская ЦРБ», но лечение эффекта не дало, затем была переведена в детское неврологическое отделение ГБУ РО «ГКБ №11». Однако, несмотря на длительное лечение, выздоровления не произошло, и с 5 февраля 2018 года Вика находится на лечении повторно. 

Отец девочки обратился к директору школы Наталье Михайловне Евдокимовой с просьбой разобраться в случившемся. Она вызвала учителя физической культуры Светлану Павловну Грачеву, та пояснила, что девочка никак не могла получить травму от этого мальчика, и утверждала, что лично играла на этом уроке с Русланом Газиевым. 

А дальше все пошло по «кадомскому сценарию». Собрание было назначено на 14:00 27 ноября, но по загадочным причинам его перенесли на 8 утра, вероятно, чтобы никто из родителей девочки не смог явиться. Приглашены были не все родители и ученики 1 класса. Но бабушка девочки случайно узнала о собрании и присутствовала на нем. Светлана Павловна Грачева продолжала утверждать, что удара мячом не было, а его передавали на уроке физкультуры из рук в руки. Однако одноклассники Виктории четко сказали, кто кидал мяч, причем неоднократно очень больно попадая в лицо девочке. «Значит, я не посчитала удар сильным, чтобы сообщить руководству и родителям», – заявила на собрании Светлана Павловна. «Ну, извините», – сказала она бабушке Виктории. Директор обратилась к бабушке с вопросом: «Ну, и что вы мне предлагаете с ней сделать как администратору?»

Остальные присутствующие на собрании учителя с издевкой говорили, что сходят в церковь свечки за здравие поставить.

С того дня об этом случае разговора в школе больше не было. Директор школы Наталья Евдокимова никаких мер к учителю физкультуры не приняла. После чего дедушка девочки обратился в отдел образования администрации Милославского района Наталье Зенкиной. Она ответила, что он не имеет права как дед девочки ничего решать, а могут только родители, хотя знала, что мама находилась в этот момент с Викой в больнице, а отец по будням работает. 

«Не вижу оснований для наказания, – заявила Наталья Зенкина. – У учителя больше тридцати лет стажа, а это случилось первый раз». 

У девочки до сих пор почти нет улучшений. К тому же она сильно отстала в учебе, а от учителей предложений дополнительно с ней позаниматься не поступало. Директор школы и учителя молчат, ни разу не поинтересовавшись состоянием ребенка.

Сергей Иванович Барков обратился с письмом к губернатору Рязанской области Николаю Любимову: «Хочу обратить ваше внимание, уважаемый Николай Викторович, на необъективное и предвзятое отношение начальника управления образования Милославского района Зенкиной и директора Больше-Подовеченской средней школы Н.В.Евдокимовой».

Мама мальчика-обидчика – заведующая местным детсадом. Бывший глава администрации Милославского района Анатолий Чибесков, узнав эту историю от районного прокурора, распорядился управлению образования разобраться, позвонить родителям девочки, хотя бы добрым словом поддержать. После того как его отстранили, начальник отдела образования заявила, что все закрыто, никто ничего не добьется.

P.S. Согласитесь, что ситуация складывается парадоксальная. Конечно, в работе учителей отдельных школ могут быть перекосы, далеко не все из них прекрасные педагоги. Но удивляет небывалое упорство директоров школ и сотрудников районных управлений образования любой ценой не допустить выноса сора из избы. Это ведь ненормально, что разбираться в школьных конфликтах должны министр и губернатор.
Павел Гресь