Удивительный аукцион и баттл маленьких лебедей на 50-летии Рязанского театра кукол
Куклы, управляемые палочками (чжан тоу куй лэй). Куклы, управляемые нитками (сюань сы куй лэй). Куклы, управляемые с помощью химических веществ или пороха (яо фа куй лэй). Куклы, управляемые жидкостью (шуй куй лэй). Куклы из плоти (жоу куй лэй). Куклы-тени (ин куй лэй).
Эти шесть видов кукольных театров упоминаются еще в китайских источниках династии Сун (960–1279гг.) (как утверждает несравненный «дикий барин» Джон Шемякин (©). И эта классификация поневоле пришла на память, когда Рязанский театр кукол пригласил 1 марта на празднование своего 50-летнего юбилея в… ТехноКуклоПарк!
Арт-машинерия и наука кукловождения. Законы физики на службе у рукотворной магии. Суровая изнанка закулисья и строгая алхимия творчества.
Но душа требует не научную базу, а чудесное начало. Если и управляемые палочками, то волшебными. Если подвешенные на нитях, то нитях судьбы. Куклы, вызывающие смех и слезы, радость и печаль. Будоражащие всю химию человеческих эмоций. Выстреливающие неожиданностями как из пороховой бочки. Разгоняющие кровь по жилам, подобно неутомимому сердцу. И следующие за тобой тенью воспоминаний... Древнейшее искусство, в котором полвека Рязанского театра кукол кажутся каплей. Но даже эта капля – бездонна.
Преданья старины
«50 в нашу пользу!» – девиз юбилейного вечера апеллирует к официальной истории современного Рязанского государственного областного театра кукол. Ее принято отсчитывать с января 1968 года, когда труппа артистов-кукольников областной филармонии во главе со своим вдохновителем и режиссером театра Марией Семеновной Хомкаловой начала самостоятельную творческую жизнь.
Если же глобально говорить о зарождении искусства кукольников на рязанской земле, то можно перевести часы на несколько десятилетий назад: еще в 1927 году в Рязани существовал театр кукол, организованный художницей Милицей Знаменской и состоявший из рязанских школьников. Подшивки старых газет в рязанском архиве, изученные (по наводке историка Александра Никитина) автором этого текста, позволили проследить достижения детского коллектива. Найденные факты впервые были опубликованы в «Новой газете» в декабре 2007 года (№46Р от 10.12.2007 года).
Удивительно, но это журналистское расследование получило продолжение. Буквально через несколько недель после публикации, аккурат к 40-летию театра кукол, в архивах председателя Рязанской организации Союза фотохудожников России, коллекционера и собирателя Виктора Агеева обнаруживается фотопортрет самой Милицы Знаменской. Личность удалось установить по дарственной надписи на обратной стороне снимка: «На добрую память Лизе Григорьевой от Знаменской Милицы». По указанной дате – «19 2/VI 12 г.» – можно определить и возраст девочки на фотографии (Милица Ивановна родилась в 1900 году). Наконец, авторское студийное паспарту говорит о том, что снимок был сделан одним из основателей рязанской фотографии Николаем Саввовым.
Копия этой раритетной фотокарточки была подарена театру лично Виктором Агеевым на юбилейном вечере 30 января 2008 года. И сейчас портрет Милицы Знаменской, предтечи традиций кукольного театра в нашем городе, занял свое почетное место в музее Рязанского театра кукол.
Нажми на кнопку-телепортатор, получишь результат
Надо сказать, что музей театра кукол для зрителя является особым местом притяжения. Здесь всегда многолюдно. Вот и в ожидании праздничного представления в честь 50-летия публика не отходила от любимых персонажей: бравый солдат Швейк, зловещий Воланд, трогательный клошар, вдохновенный звездочет, грозный царь Петр I, Мастер и Маргарита, парящие где-то между небом и землей… Легендарные куклы, игравшие в легендарных спектаклях… С ними сегодня фотографируются, как с популярными артистами. И эти кукольные звезды собирают не меньше «лайков» в социальных сетях!
Элегантно-ироничный Арсений Кудря (в центре) поздравил коллег от имени театра драмы
Не менее многолюдно было и в верхнем фойе. Актеры театра импровизировали вместе с куклами. Ученики школы №40, с которой театр сотрудничает в рамках проекта «Театр и школа», пропели театру кукол «Аллилуйя», преподнесли торт и вручили гостям вечера куклы-варежки (лично мне достался забавный розовый поросенок, чему мы с ним оба несказанно рады!).
Но главная шумиха развернулась вокруг театрального аукциона, проводимого звонкоголосой Еленой Бычковой. На продажу были выставлены весьма любопытные лоты: от топорика Раскольникова и рыбы не первой свежести до тени отца Гамлета и золотого яичка. Стартовая цена – символическая: 1 рубль. А вот верхний предел – неограничен. В результате голова Петра I ушла с молотка за 5000 рублей!
Вслед за ТехноКуклоПарком, развернувшемся в холлах, официальная часть торжества также оказалась выстроена в технократическом духе. Два профессора-экспериментатора в исполнении Валерия Скиданова и Василия Уточкина изобрели чудо-кнопку-телепортатор, нажатие на которую вызывало новые и новые поздравления.
Надо сказать, запускали ее без устали! Торжественные речи, цветы, подарки, грамоты и благодарности – все полагающиеся случаю приятные сюрпризы нон-стопом принимали худрук театра Валерий Шадский, директор Константин Кириллов, артисты и сотрудники.
Легендарный танец маленьких лебедей обрел продолжение
Помимо официальных наград, преподнесенных представителями власти, театр кукол поздравили и коллеги по цеху. Причем не остались в стороне ни далекие товарищи: Саратовский театр кукол «Теремок», ни ближние друзья: музыкальный театр и студенческий театр РГУ «Переход». Увесистого плюшевого кота (естественно, черного!) от Дворца молодёжи лично вручил Николай Плетнев. Ивановский театр кукол преподал урок юбилейного рисования, вспомнив знаменитые имена и овеянные легендами события. Театр на Соборной чуть было не подарил обратно артиста Владимира Коняхина (напомним, перешедшего несколько лет назад из «кукол» в ТЮЗ). А элегантно-ироничный Арсений Кудря от имени театра драмы предложил новый календарь, где не забыл и Жюгждин день, и начало новогодней пахоты-кормилицы.
В ответ сам театр кукол по нажатию телепортатора вызывал на сцену как новые «капустные» номера, так и хорошо проверенную классику. Легендарный танец маленьких лебедей получил неожиданное развитие, превратившись в балетный баттл старого и нового поколений.
Новое дыхание обрел и японский танец с веерами в исполнении кукольных мастериц. Впервые номер был показан на Балу Мельпомены десять лет назад. С тех пор каждый раз в хокку (исполняемых хрустальным сопрано Ольги Ковалевой) меняется только имя правящего губернатора. Одним своим существованием представление доказывает вечность искусства в сравнении с быстротечностью политической жизни: номер пережил уже трех губернаторов. Сначала попрощались со Шпаком: «…Четыре весны были вместе, большое аригато, Георгий Иванович, сан». Затем поприветствовали Ковалева: «…Коничива, Олег Иванович, сан». Теперь: «…Любимов пришел, и мы улыбнулись». Что будет дальше, знает лишь «ветер назначений с вершины самой Фудзиямы».
Ну а самому Рязанскому театру кукол хочется пожелать неослабевающих ветров творчества. Как доказали молодые кукольники в своем капустнике, его дуновение даже безжизненные скомканные листы бумаги может превратить в ангелов за плечами.
Фото Ирины ЧИБИЗОВОЙ
Вера НОВИКОВА