Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 8 апреля 2021 г.
Фармация к размышлению
 Может ли рязанский губернатор повторить судьбу пензенского коллеги, погоревшего на покровительстве «лекарственному» бизнесу

Арест 22 марта Басманным районным судом Москвы губернатора соседней Пензенской области Ивана Белозерцева, обвиняемого по делу о взятке в размере более 31 млн рублей, стал серьезным «звонком» для руководителей остальных регионов России. Бывший депутат Госдумы от Рязанской области Дмитрий Гудков остроумно подсчитал, что вероятность посадки губернатора в современной России – 8,8%. Глава региона – это представитель «расстрельной» профессии. За последние десять лет – два губернаторских срока – посадили 15 губернаторов. Всего их у нас 85. Очень серьезный шанс, что социальный лифт после губернаторства привезет тебя на зону. И вот уже в телеграм-каналах начали проецировать «пензенское дело» на Рязань. Преждевременно. И вот почему.

Постоянный клиент Минздрава

По версии следствия, губернатор Пензенской области Иван Белозерцев несколько месяцев получал от основателя «Биотэка» Бориса Шпигеля взятки за госконтракты на поставку препаратов и медизделий в больницы Пензенской области. Общая сумма взяток – больше 31 млн рублей. 

При этом Белозерцев – рядовой представитель опасной ныне должности, а Шпигель, по выражению обозревателя федеральной «Новой» Юлии Латыниной, «Березовский от фармацевтики». И начинал он свое восхождение в лекарственном бизнесе именно на полуразрушенных фармацевтических предприятиях советской эпохи в Пензенской области. Это потом сориентировался и ушел в дистрибуцию, а точнее – посредничество. При его неоценимом посредничестве выходили на российский рынок зарубежные препараты.

В 2020 году «Биотек» стал одним из крупнейших поставщиков лекарств и медицинской продукции для борьбы с коронавирусом. Концерн Шпигеля поставлял в регионы препараты «Авифавир» и «Арепливир», а также диагностические тест-системы BIOZEK и дезинфицирующие средства. Общая сумма отгрузок группы компаний за год составила 45 млрд руб. 



Кстати, 4 июня 2020 года «Авифавир» впервые протестировали в Рязанской областной клинической больнице. «Медики называют его "таблеткой надежды"», – цитировали тогда РИА «Новости» губернатора Рязанской области Николая Любимова. 

Компании Бориса Шпигеля являлись постоянными поставщиками министерства здравоохранения Рязанской области, выяснил телеграм-канал «Рязанский олигарх». Речь идет об ООО «Биотэк» и АО «МФПДК “Биотэк”», оформленных на супругу (сейчас под арестом) экс-сенатора Евгению Шпигель.

Регулярно получать подряды в нашем регионе компании начали с 2020 года. Они поставляли «Дазатиниб», «Фавипиравир», «Азитромицин», «Умифеновир», «Гидроксихлорохин», «Моксифлоксацин», «Амоксициллин», «Абиратерон» и другие препараты, применяемые, в том числе, для лечения и профилактики коронавирусной инфекции. 

«На сделках с рязанским Минздравом Шпигель выручил 73 миллиона рублей», – утверждает «Рязанский олигарх».

Напомним, в 2020 году из-за пандемии коронавируса федеральные власти разрешили регионам заключать контракты на поставку лекарственных препаратов и медоборудования в обход конкурсных процедур и проведения аукционов.

Широкого выбора поставщиков антиковидных лекарств у регионального Минздрава не было. Подозревать руководство Рязанской области в том, что оно в отношении фирм Шпигеля действовало по «пензенской схеме», по крайней мере, некорректно. 

Да и федеральные эксперты приходят к выводу, что Шпигеля арестовали потому, что госструктуры и их кураторы, которые не смогли удержать безумной монополии на ковид, не простили частным операторам, что те прорвали плотину. А губернатор Белозерцев пошел прицепом. 

Шпигель так и сказал «Коммерсанту»: «Вы ведь знаете, весь фармацевтический бизнес сейчас находится под теми или иными силовиками, и только “Биотэк” ни под кем не был. Я был свободен, и вот они просто решили забрать его. Я отказался делиться бизнесом <...> и отказался от “крыши”».

Поляна опасная, но перспективная

Арест Шпигеля и возможный после этого крах «Биотэка» – первый и мощный шаг к переделу российского рынка лекарств. В отличие от остальных рынков он вырос за время пандемии.

То есть фармбизнес – поляна опасная, но привлекательная и перспективная. И на нее решили зайти в Рязанской области. 

«В регионе наращивается производство лекарственных средств. За последние три года рост составил почти в пять раз», – заявил Любимов 2 апреля на встрече с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым. 

По словам губернатора, компания «ФОРТ» госкорпорации «Ростех» кратно наращивает объемы производства противогриппозных вакцин. В конце прошлого года открылось производство препаратов для лечения онкологических заболеваний компании «Фармэра» в Рязани. Площадка ООО «Скопинфарм» развивается с трансфером новейших технологий фарминдустрии.

Отодвинем в сторону компанию «ФОРТ». Ибо ни одному здравомыслящему чиновнику не придет в голову что-то брать или просить у друга Путина по службе в Лейпциге Сергея Чемезова, главы корпорации «Ростех». Этот скорее сам заберет, что ему нужно. 

С остальными интересней. 2 марта Николай Любимов посетил фармацевтический завод «Фармэра» на окраине Рязани. Предприятие выпускает стерильные растворы и лиофилизаты, а также наладило производство цитостатических препаратов. Объем инвестиций превысил 2 млрд рублей. Из планируемых 150 рабочих мест уже создано 117. Сегодня завод выпускает три вида противоопухолевых лекарственных средств. В ближайшее время будет налажено производство еще трех препаратов.

Губернатор отметил, что инвестпроект, реализуемый ООО «Фармэра», очень важен для региона и страны в целом. «Здесь выпускают препараты для лечения онкологии. Потребность наших больниц в этом очень велика. Соответственно, мы надеемся на прямое сотрудничество с предприятием, чтобы продукция шла от поставщика к потребителю. Это позволит сократить логистические издержки, цену, а также контролировать качество этих препаратов здесь, в Рязанской области», – заверил Любимов. 

Шведско-виргинское партнерство

В Пензенской области тоже хотели обойтись без посредников. Результат – читайте выше. Кстати, реальный владелец скромного, на первый взгляд, рязанского предприятия – иностранная компания «Трейдмарк капитал ЛТД», зарегистрированная на Виргинских островах.

«Локализация производства шведской компании Sobi в фармацевтическом кластере Рязанской области поможет освоить выпуск новой продукции, необходимой российскому здравоохранению», – заявил в ноябре 2020 года г-н Любимов по поводу еще одного работающего на Рязанщине медконцерна – на совещании в ООО «Скопинфарм». Проект направлен на производство инновационного препарата «Элоктейт», применяемого в лечении гемофилии А. В России около 6,4 тысячи пациентов с этим диагнозом. Объем инвестиций в локализацию производства составит более одного миллиарда рублей. 

Лекарства такого рода закупаются государством: только в 2019 году на это Россия потратила почти 17,5 млрд рублей.  Представляете, какие перспективы открываются?

При этом в ООО «Скопинфарм» лишь название рязанское. Реальный учредитель – столичное предприятие ООО «Алинта-Фарм».

...Виргинские острова, Швеция, Москва – национальность и месторасположение хозяев в России не имеет значения, когда меняются приоритеты. На днях члены Всемирного конгресса русскоязычного еврейства попросили у президента Владимира Путина «правосудия и справедливости» для руководителя ассоциации – арестованного по делу пензенского губернатора главы «Биотэк» Бориса Шпигеля. 

В письме авторы указали на заслуги Шпигеля: выпуск исследования «Белая книга нацизма» о проявлении радикального национализма в разных странах, инициирование подписания международной Антинацистской хартии...

В Кремле сделали вид, что обращения «не заметили».
Павел Гресь