На излете советской эпохи продуктовые талоны ожидаемо стали важным атрибутом повседневной жизни рязанцев
Пару месяцев назад в отечественных чиновничьих коридорах осторожно, но достаточно громко обсуждалась тема введения продуктовых карточек для малоимущих. Смысл идеи – компенсировать часть затрат на продукты для россиян со скромным достатком. Когда я просматривал новостные ленты, чтобы разобраться в сути очередной околоправительственной инициативы, в памяти тут же всплыли талоны тридцатилетней давности.
В Рязань этот верный спутник дефицита пожаловал летом 1990 года, существенно позже, чем во многие соседние регионы. Близость к Москве и тут сыграла свою роль. Зато нормирование коснулось не отдельных товаров, а сразу нескольких категорий продуктов.
Масло, колбаса, сахар, кондитерские изделия и, конечно же, алкоголь можно было получить, предъявив не только деньги, но и бумажки синеватого, зеленоватого или розоватого оттенков.
Реакция людей на эту новинку была двоякой.
– Докатились. Скоро хлеб будут по карточкам давать, – возмущались одни.
– Хорошо, хоть отоварить эти талоны можно. Главное, успеть до конца месяца, – успокаивали себя другие.
– Помню, при Хрущеве были талоны, но то, сколько на них давали, за тридцать дней было съесть физически невозможно. А сахара по таким нормам на варенье впритык хватает, – искренне негодовала моя мама.
– Не волнуйся, я же на пенсии, пока вы работаете, среди дня успею обойти сразу несколько магазинов, и толкаться вечером в очередях никому не придется, – урезонивала родителей бабушка.
Я на всю эту катавасию реагировал иронично и сдержанно. Тринадцатилетнему подростку не нужно было заботиться о хлебе насущном. Единственным гастрономическим открытием для юного сладкоежки стало появление в продаже нового сорта шоколадных конфет под многообещающим названием «Круиз». На вкус они были вполне приличные, но родители, после того как я стал активно поглощать эти батончики, ненавязчиво посоветовали сыну быть поосторожнее, ведь шоколад был обильно приправлен соей. Я почти ничего не знал об этой бобовой культуре, а посему после этого предупреждения стал вдумчивей относиться к столь занятному «Круизу».
Конечно, смекалистые люди почти сразу научились обходить талонные ограничения через знакомых грузчиков, продавцов, директоров магазинов и торговых баз. А некоторые товары вполне легально можно было приобрести по так называемой коммерческой цене.
Если по талонам водка стоила 10 рублей 20 копеек, то в свободной продаже, например, в вино-водочном отделе продуктового магазина близ остановки «Детский мир» на Московском шоссе ее реализовывали по 17 рублей. Очередей за горячительным по цене 80 батонов черного хлеба почти не было.
Талонное распределение в Рязани прекратилось в начале 1992 года, прилавки стали чуть полнее, зато цены буквально за несколько январских недель на большинство продуктов взлетели почти в три раза.
Денис ПУПКОВ