Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 8 апреля 2021 г.
Пусть всегда будет Джас!
 Незаурядная пианистка и даровитый педагог полностью оправдывает свою редкую фамилию

Пианистка Любовь Петровна Джас, отметившая в марте юбилей, человек, известный далеко за пределами Первой и главной рязанской музыкальной школы, потому что за 45 лет работы сотни ее учеников разлетелись по всему миру. И шлют ей отовсюду приветы, спрашивают о ней, вспоминают, потому что забыть ее невозможно. Она – удивительный педагог, умеющий подобрать к ученику тот заветный скрипичный или басовый ключик, которыми можно открыть самые потаенные дверцы детской, очень ранимой, музыкантской души.

Искрометный человек



Ее джазовая фамилия, пусть и оглушенная на конце звуком «с», все равно у многих ассоциируется с музыкой. (Слово «джаз» имеет конечную «з», но по закону орфоэпии и норме русского литературного произношения оглушается при произнесении, а потому Любовь Джас – то сочетание, самое верное по сути, которое могло достаться от природы и по рождению девочке, пришедшей в мир, чтобы стать проводником прекрасного на Земле, имя которому – Музыка).

Однажды услышала в вестибюле школы: 

– У тебя кто концертмейстер?

– Джас. Любовь Петровна.

– А у меня – Фуга. Марьиванна.

Ребенок среагировал быстро, мне бы и в голову такой ответ не пришел. Я рассмеялась, отметив про себя, что дети – музыканты с ранних лет демонстрируют хороший юмор.

То, что Любовь Джас – человек искрометный, яркий, остроумный и вполне соответствует тому музыкальному направлению, которое слышится в ее фамилии, – несомненно. Ученики растащили ее реплики на цитаты и умело вворачивают их, цитируя любимого педагога. С ней легко, потому что все перечисленные качества не дают ей возможности «забронзоветь», став какой-то академической фигурой, больше вызывающей сон и смертную скуку, нежели желание заниматься музыкой, хотя она, «в минуту жизни трудную», поддавшись настроению, пожалуй, поиграет для души Моцарта, Рахманинова или Шопена. А это уже – показатель и высокая планка ее пианистического мастерства.

Начальник фортепианного отдела

Вся ее жизнь связана с ДМШ № 1, которую она окончила и в которой работает уже сорок шестой год. Любовь Петровна вспоминает детство и говорит о том, что отец был военным, поездили много и в 1965 году оказались в Рязани. И так ей повезло, что она пошла учиться музыке в эту старейшую выдающуюся школу, став позднее и продолжателем, и хранителем замечательных музыкальных традиций, которыми школа гордится до сих пор.

Любовь Джас возглавляет фортепианный отдел сильнейшей школы города, является одним из лучших ее концертмейстеров в скрипичном классе Ларисы Якубовской, чьи ученики именно с ней не раз становились лауреатами престижных музыкальных конкурсов. Она чувствует дыхание маленького музыканта, сопереживая ему и поддерживая, поэтому юные скрипачи очень уверенно ощущают себя на сцене, если за роялем – уважаемая и любимая Любовь Петровна. Или просто – когда у рояля – Джас!


Лариса Якубовская (в центре) и Любовь Джас со своими учениками: Ильей Мищенковым, сестрами Дианой и Сандрой Мустельер и Ксенией Тимофеевой. 2003 год.

– Это большое счастье – работать в такой школе, как наша, – говорит Любовь Петровна. – И школа большая, и фортепианный отдел немаленький. Очень яркие преподаватели, каждый со своим взглядом, позицией, музыкальным мышлением. А работа завотделом – организационная, направленная на то, чтобы не только сохранить традиции, но поддержать их и продолжить. Очень много делает для сохранения истории школы директор Сергей Ваньков – прекрасный музыкант в первую очередь. И это – особенная радость, когда во главе столь сложного механизма стоит человек творческий. Мы стараемся не забывать тех, кто работал в фортепианном отделе. В разные годы его возглавляли Галина Миронова, Елена Шоршева, Ирина Прохорова, Людмила Барбалат. И школа наша носит имя выдающегося музыканта и педагога Екатерины Аглинцевой, которую в свое время выслали в Рязань – за сто первый километр от столицы. А Екатерина Давыдовна училась в московской консерватории у Игумнова. Представьте, как повезло Рязани: здесь оказался такой человек, принесший в губернский городок высокую музыкальную культуру! Она свободно говорила по-французски, читала литературу на языке. А в музучилище я училась у Людмилы Антифеевой – прямой ее ученицы. Считаю, что мне повезло соприкоснуться с теми, кто является гордостью музыкального пространства Рязани.

По своему хотению

Всегда интересно узнать, откуда берут свое начало музыкальные истоки. Семья Джас не была музыкальной, но музыку в доме любили и слушали. Папа хорошо пел, с ним вместе пела и маленькая Люба, которую кто-то услышал однажды и посоветовал родителям отдать девочку учиться музыке. Сегодня, имея большой преподавательский стаж, Любовь Петровна подчеркивает особую роль родителей в музыкальном воспитании детей, отмечая, что трудолюбие поначалу является даже более важным фактором, чем талант.

– Хотелось ли мне учиться музыке? Хотелось, потому что моя мама сделала для этого хотения все, – рассказывает Любовь Петровна. – Наверное, если бы меня отдали в художественную школу, то и этим я бы занималась с удовольствием. И не только потому, что мне это могло понравиться. Главное, что родители мои считали эстетическое воспитание нас, детей, первостепенным. И нам это их желание передавалось. Все в этом возрасте зависит больше от родителей, чем от педагога. Я пошла в музыкальную школу в шесть лет. Но ведь большую часть времени все равно проводила дома, в той среде, которая и способствовала моему музыкальному образованию. Меня всячески поддерживали, создавали условия так, что постепенно музыка стала главной не только в моей жизни, но и в семье в целом. Общее устремление семьи должно быть, уважение к труду ребенка, понимание того, чем он занимается, потому что он уже на голову выше вас, если начал учиться музыке. И очень важно этот слабенький огонек в нем не погасить. Я всегда говорю об этом родителям учеников. И еще… Музыка – очень мощное развитие, которое ребенок может получить. Он играет обеими руками, разные задачи перед которыми стоят. И мелкая моторика развивается. Еще педали подключаются – работа ног, но во главе всего стоит у ребенка… голова. И когда все это взаимодействует, рождается та красота, имя которой – Музыка. Это – большой труд. Без родительского тыла ученик с такой нагрузкой не справится. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего – воспитание человека. Жизнь без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки» (В. Сухомлинский). И родителям нужно понимать это, если хотят вырастить полноценного человека.

Нестареющий тандем

Еще ей повезло в детстве: во время обучения встретились два играющих ребенка в ДМШ № 1 – пианистка Любовь Джас и скрипачка Лариса Якубовская. Обе любили музыку и то, чем они занимаются. Выступать нравилось обеим. Так появился дуэт, впоследствии хорошо знакомый публике Рязани и области. А еще позднее они встретились в одном классе – педагог и концертмейстер. И не расстаются до сих пор.


Лариса Якубовская и Любовь Джас

Вспоминает Лариса Якубовская:

– Мы очень много концертировали, поняв, что родственные души не только в музыке. У нас совпали точки зрения и на какие-то жизненные вопросы, и музыкальное прочтение нами виделось одинаково. И главное – контакт с учениками. Я всегда говорю моим юным скрипачам, что концертмейстер – не просто случайный человек у рояля. Это такой же ваш педагог, который может вам многое подсказать, посоветовать, исправить. И вы обязаны и прислушиваться к нему, и исполнять то, о чем просит концертмейстер, потому что у нас одна задача, общая на всех. И, конечно, я не могу не отметить редкую и очень значимую особенность Любови Петровны – ее умение разрядить обстановку в нужное время, пошутить, переключив ребенка на необходимую волну. С ней очень легко работать, а ее талант человеческого общения ничуть не меньше таланта музыкантского и педагогического. 

Коллеги, бывшие и нынешние ученики и их родители от души поздравляют Любовь Петровну с юбилеем. И пусть всегда будет… Джас!
Ольга МИЩЕНКОВА