Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 8 апреля 2021 г.
Физкультурный век Маргариты Смирновой
 Спорт и оптимизм – главные секреты долголетия неунывающей рязанской учительницы

Совет ветеранов физической культуры, спорта и туризма Рязанской области становится настоящим оплотом долгожителей. Вековой рубеж в последнее десятилетие преодолели Александр Александрович Прокопович, Мария Ивановна Ровчак, а в конце минувшей недели Маргарита Вячеславовна Смирнова. Она мечтала стать летчиком, но судьба распорядилась так, что 35 лет отработала учителем физкультуры в школе.


Одним из первых со столетним юбилеем Маргариту Смирнову поздравил председатель Совета ветеранов спорта Илья Крючков

– Моя мама родом из Ряжска, здесь познакомилась с папой, и они вместе уехали в Новосибирскую область, где я и появилась на свет в городе Татарске. В конце 1920-х годов наша семья возвратилась в Рязань. Папа, Вячеслав Николаевич Михайлов, стоял у истоков рязанского радио, вместе с Марией Ивановной Палагиной они были первыми дикторами. Помню, днем собирал материал, ночью готовил его и в полпятого утра выходил в эфир.

– А чем вы увлекались в детстве?
– Я была очень активная, ходила в школьные кружки, но куда больше времени уделяла спорту. Мы жили на улице Красной Армии (ныне Первомайский проспект,Ю.М.) по соседству с клубом деревообделочного завода, где я занималась спортивной гимнастикой, зимой любила кататься на лыжах. Это повлияло на выбор профессии, после окончания семилетки я поступила в Московский областной техникум физической культуры в Малаховке (ныне – МГАФК,Ю.М.).

– Что сохранилось в памяти из того времени?
– Парады на Красной площади в Москве, к которым велась специальная подготовка. Мы показывали групповые гимнастические упражнения или просто шли в колонне, и я могла видеть всех членов советского правительства. Тогда у меня появилась мечта стать летчицей. Я поступила в аэроклуб в Люберцах, совершила двенадцать прыжков с парашютом. У меня спрашивали: «Страшно?» А как же не страшно?! Сердце замирает, когда ждешь, раскроется парашют или нет. Я очень хотела летать, подала заявление на поступление в училище, но мне оказали. Время было непростое, поэтому предпочтение отдавали тем, кто уже имел соответствующий опыт. После окончания техникума вернулась домой и вышла замуж за офицера-артиллериста.

А вскоре началась война. Осенью 1941 года Рязанское артиллерийское училище перевели в Казахстан, и мы отправились вместе с ним. В городе Талгаре от сердечной болезни неожиданно умер муж, и тут пришел приказ о присвоении ему звания капитана. Похоронив его, я возвратилась в Рязань, стала работать медсестрой в госпитале. Потом мне предложили место в школе № 10, с тех пор до выхода на пенсию трудилась учителем физкультуры.

Выбор Маргариты связать жизнь со спортом был вполне осознанным. Она получила специальное образование, любила детей (в одиночку поставила на ноги двух дочерей), имела настоящее призвание к педагогической деятельности. Неудивительно, что ученики до сих пор не забывают своего физрука, хотя и сами уже стали дедушками и бабушками. Бывает, забегают проведать, с улыбкой вспоминают, как в школьные годы повсюду звучал ее командный голосок. За достигнутые успехи в работе Маргарита Вячеславовна награждена почетным знаком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда», юбилейными наградами.

– Вы были строгим учителем?
– Не знаю. Во всяком случае, меня любили, и с кем впоследствии встречалась, всегда благодарили. Дети у меня никогда не шумели, не ругалась, только скажу: «Тишина!» – и сразу все замирают. Наше общение не ограничивалось только уроками, мы и на экскурсии ездили, и в походы ходили. Бывало, уложу всех спать, палатку закрою и сама лягу около входа, чтобы никто никуда не убежал. Впотьмах ведь не увидишь, а зацепит ногой, тут я и проснусь. От меня не уйдешь! (Смеется).

– Не излишне опекали?
– Я всегда считала, раз выбрала эту стезю, нужно выполнять возложенные обязанности добросовестно. После уроков у нас работали секции, я вела спортивную гимнастику. Нам объявили, чтобы свет в спортзале не горел после десяти часов вечера. И вот как-то занятия завершились, всех разобрали, а один ребенок остался. Еще минут сорок прошло, никто не пришел. Время позднее, вот и пришлось вести его домой, приходим, а там гулянка. Домой попала уже за полночь. В то время повсеместно не хватало спортивных снарядов, а у меня сохранилась связь с артиллерийским училищем, когда там списывали спортинвентарь (он в рабочем состоянии, просто время пришло), то отдавали мне. И у меня всегда был полный комплект, даже лыжи учеников покупать не заставляла, выдавала из собственных запасов, что в подвале хранились. Когда перешла на работу в школу № 5, сразу принялась строить там стадион.

– Из своих учеников никого не припомните?
– Сколько за 35 лет их прошло через мои руки! Когда работала в школе № 1, познакомилась с Кларой Гусевой, будущей олимпийской чемпионкой по конькобежному спорту. Уже тогда она выделялась своим огромным желанием добиться успеха в спорте.

– А что вам помогло дожить до столь солидного юбилея?
– Только спорт, с которым по жизни мы шли рука об руку. Старалась быть примером для учеников, всегда сама показывала, как нужно выполнять упражнения. Еще год назад 25 раз отжималась от кресла, крутила «велосипед». И сейчас утром просыпаюсь полседьмого, минут пятнадцать-двадцать лежу спокойно, потом начинаю с рук, затем упражнения для головы и ног. Обязательно занимаюсь по полчаса каждый день.
Юрий МАТЫЦИН