Уникальные экспонаты и бесценные фотографии на рязанской выставке «Век комсомола»
В эти майские дни наша страна с болью, горечью и гордостью вспоминает страницы военной истории. А для рязанцев День Победы становится еще одной серьезной причиной обратить пристальное внимание на выставку «Век комсомола», работающую в Музее истории молодежного движения. Выставка открылась еще осенью, ознаменовав столетие ВЛКСМ, учрежденного 29 октября 1918 года. 28 апреля вековой юбилей со дня своего основания отметила и рязанская комсомольская организация. Экспозиция разместилась в двух залах музея, которые символично можно назвать залами скорби и юности. Первый охватывает период от становления комсомола и Гражданской войны до Второй мировой и послевоенных сталинских лет. И при всей важности каждого экспоната, несомненно, главным и самым ценным здесь является сегмент, посвященный роли комсомольцев в Великой Отечественной войне.
– Можно предположить, что 100-летие ВЛКСМ было отмечено в России как минимум сотней выставок самого разного масштаба, – рассказывает автор экспозиции «Век комсомола», историк Александр НИКИТИН. – Но с уверенностью могу сказать, что ни одна из них не похожа на рязанскую даже отдаленно. И не только потому, что многослойную и очень трудную для полноценного представления тему истории советского комсомола (по сути – историю молодого человека советской эпохи) мы раскрыли через подлинные человеческие судьбы, далекие от хрестоматийности. Построить такую экспозицию только на материалах своих фондов по силам лишь музеям уровня ГИМа. Рязанский МИМД – единственный в стране музей такого профиля, но даже его фонды слишком бедны для решения данной задачи. И если рассматривать выставку «Век комсомола», важнейшую для музея за все 30 лет его существования, как экзамен, то музей его сдал благодаря не имеющему аналога в российской музейной практике решению: целиком построить экспозицию на подлинных предметах, необходимых для полноценного воплощения идеи выставки «Века комсомола», по ходу ее подготовки и приобретаемых. Да, тратить мне пришлось свои собственные деньги. Большие деньги. Но тут выбора нет – либо ждать, когда под лежачий камень потечет вода, либо воспользоваться шансом сделать мощную экспозицию, которую посетитель запомнит на всю жизнь.
В считанные месяцы, используя возможности интернета, на просторах бывшего СССР от Минска до Хабаровска Александром Никитиным были выявлены и оперативно приобретены десятки потенциальных экспонатов: документы, фотографии, книги, журналы, газеты, графика, мелкая пластика, плакаты, открытки, грампластинки, предметы быта. Все они обладают несомненным музейным значением, многие – на уровне коллекций федеральных музеев, значение некоторых невозможно переоценить.
Подлинной сенсацией являются представленные на выставке немецкие снимки 1941 года, запечатлевшие казнь соратников Зои Космодемьянской по легендарной воинской части 9903 – восьми комсомольцев в Волоколамске и Героя России Веры Волошиной в подмосковной деревне Головково.
Фотография казни Веры Волошиной. 29.11.1941г.
Трагическая судьба Зои Космодемьянской, участницы диверсионно-разведывательной группы, действовавшей в немецком тылу, известна каждому со школьной скамьи. Но таких комсомольцев, направлявшихся с диверсионными заданиями в немецкий тыл в ходе битвы за Москву, были десятки и сотни. Еще при поступлении в разведывательно-диверсионную школу новобранцы понимали смертельную опасность задания. Большинство действительно погибли или пропали без вести. В числе немногих, о которых страна узнала даже раньше, чем имя Зои Космодемьянской, был член погибшей в Волоколамске комсомольской группы рязанец Павел Кирьяков.
Павел Васильевич Кирьяков родился в 1915 году в деревне Бутырки (ныне – Ухоловского района Рязанской области). С десятилетнего возраста жил в Москве у старшей сестры. После окончания семилетки учился в школе ФЗУ завода «Серп и Молот», а затем работал машинистом завалочной машины в фасонно-литейном цехе. В 1931 году вступил в ряды ВЛКСМ. В 1940 году добровольцем участвовал в советско-финской войне в составе лыжного батальона. Затем назначен командиром вневойскового взвода на заводе. В первые дни Отечественной войны ушел добровольцем в истребительный батальон танков. В октябре 1941 года через Первомайский райком ВЛКСМ города Москвы Павел Кирьяков вступил в ряды в/ч № 9903.
4 ноября 1941 года в составе группы из восьми человек (командир Константин Пахомов) был в качестве разведчика-подрывника направлен в немецкий тыл для выполнения диверсионных заданий. 6 ноября вся группа была захвачена в плен и после допроса расстреляна,
а затем повешена на Солдатской площади города Волоколамска (ныне – Комсомольская),
причем некоторые были при повешении еще живы. Тела провисели 45 дней. Поскольку стояли сильные морозы, тела превратились в ледяные статуи. Эта жуткая картина была первой, что увидели войска Красной армии, вошедшие в освобожденный Волоколамск. Кадры, снятые тогда Романом Карменом, вошли в фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (в 1943 г. он первым из советских получил «Оскара»), их увидел весь мир. 6 февраля 1942 года Павел Кирьяков был посмертно награжден Орденом Ленина. Но – поразительная вещь – в Рязани о своем героическом земляке забыли, и только выставка «Век комсомола» возвращает его имя в пантеон рязанской воинской славы.
Неизвестные до самого недавнего времени фотографии, запечатлевшие последние минуты жизни волоколамских героев, экспонируются на рязанской выставке. Здесь же – четыре подлинных позитива и один негатив: сделанные в разное время фотоснимки волоколамской виселицы. Они были найдены Александром Никитиным в Германии и Америке: именно там всплывает сегодня огромное количество подлинных фотодокументов тех страшных лет.
– Сегодня мы переживаем невероятный момент, – рассказывает Александр Никитин. – Казалось, что база визуальной документации по Второй мировой войне исчерпана. Но прошло семьдесят лет, все непосредственные участники событий ушли из жизни, и прятавшиеся на чердаках солдатские альбомы военнослужащих вермахта хлынули на антикварный рынок. Словно начал извергаться информационный вулкан и на поверхность вынесло кубические километры артефактов! Объем военных фотографий, документов, кинопленок, отложившихся в частных семейных архивах Германии, совершенно немыслим.
Гитлеровские войска вторгались на чужую землю, вооруженные не только танками, пушками, авиацией, но и бытовыми достижениями немецкой техники. Это в Красной армии по наличию фотоаппарата можно было безошибочно опознать корреспондента. В вермахте же многие солдаты и офицеры располагали собственными «Агфами» и «Лейками», а некоторые даже любительскими кинокамерами. Запретов на пользование личной фототехникой для запечатления фронтового быта и жизни оккупированных территорий от командования не исходило, поэтому немцы устремляли объективы направо и налево, фотографируя друг друга и все, что казалось им интересным.
Фототехники на руках военнослужащих вермахта было столько, что даже неизбежная гибель в огне сражений и бомбежек немецких городов огромного числа негативов и позитивов все равно оставила в нашем распоряжении необъятный депозитарий фото- и кинодокументов, запечатлевших Вторую мировую войну глазами немцев – иногда даже в цвете. На многих кадрах, снятых немцами на Восточном фронте, опознать место действия, а иногда и конкретных людей, можем только мы. И очень досадно, когда такие реликвии оседают у зарубежных собирателей, для которых они по большей степени представляют чисто коллекционный интерес. Все эти вещи надо отслеживать, возвращать в страну, атрибутировать и вводить в оборот, чтобы заполнить исторические лакуны и отдать дань памяти и уважения погибшим.
Целенаправленные на протяжении ряда лет поиски Александра Никитина принесли ошеломляющий результат – находку фотографий казненной Веры Волошиной, еще одной участницы в/ч № 9903.
21 ноября 1941 года одновременно с Зоей Космодемьянской Вера Волошина ушла в немецкий тыл в составе группы Павла Проворова (Волошина, старшая по возрасту, была ее комсоргом), имевшей задание сжечь места постоев немецких частей. Во время ночного перехода группа была обстреляна, а раненая Вера захвачена в плен. После допросов ее повесили 29 ноября (в один день с Космодемьянской) в деревне Головково. Волошина числилась пропавшей без вести до 1957 года, когда журналисту Георгию Фролову удалось найти ее могилу и установить обстоятельства гибели.
После публикаций Фролова имя Веры Волошиной стало широко известным, появились памятники, улицы, названные ее именем и посвященные ей музеи. Появилась легенда, будто именно Волошина позировала скульптору Ивану Шадру для статуи «Девушка с веслом». В 1994 году Волошиной было посмертно присвоено звание Героя России. Однако о фотографиях казненной Веры не было известно вплоть до 2015 года, когда Александр Никитин смог атрибутировать три немецких снимка 1941 года и сделать интернет-публикацию к 74-й годовщине гибели Зои и Веры. Подлинник одной из немецких фотографий рязанский зритель также может увидеть на выставке в МИМД.
– Теперь вы понимаете, почему не сделать эту выставку было нельзя, – говорит Александр Никитин.
…Комплекс экспонатов, посвященных 1941 году, – камертон выставки «Век комсомола», который не может оставить безучастным ни одного зрителя.
Выставка «Век комсомола» работает в Музее истории молодежного движения (ул. Свободы, 79) до конца 2019 года. Продолжение материала о выставке читайте в следующем номере.
Вера НОВИКОВА