Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№17 от 8 мая 2019 г.
Солдатская слава Ивана Моргунова
 Как уроженец скопинского села стал одним из самых успешных саперов Великой Отечественной

Во время войны стать полным кавалером ордена Славы было не менее почетно, чем Героем Советского Союза, учитывая тот факт, что для этого необходимо совершить не один подвиг, а целых три. Отважному саперу Ивану Тимофеевичу МОРГУНОВУ мужество и героизм приходилось проявлять при выполнении едва ли не каждого задания командования. И Родина по достоинству оценила его заслуги: кроме трех орденов Славы он был награжден медалью «За отвагу», а уже в послевоенное время орденами Отечественной войны I степени и Александра Невского, медалью Жукова.

В июле текущего года исполнится 100 лет со дня рождения Ивана Тимофеевича. До юбилея он не дожил три года и три недели. Но мы ни в коем случае не должны забывать ни одного солдата той самой кровопролитной войны в истории человечества, не говоря уже о таких героях, как Моргунов. Неоценимую помощь в подготовке статьи оказали его дочь Лидия Ивановна и внук Андрей.

Отличный минер

Родился Иван Тимофеевич в скопинском селе Городецкое. Едва ему исполнилось десять лет, как умер отец. Оставшись в семье за старшего, Иван бросил учебу и отправился на заработки, чтобы помочь матери поднять младших братьев Петра и Степана. Он не чурался никакой работы: пас скот, трудился на кирпичном заводе в Московской области. В октябре 1939 года Моргунова призвали в ряды Красной армии, службу проходил в Комсомольске-на-Амуре рядовым в строительном батальоне. Если бы не война, то, скорее всего, он спокойно дослужил положенный срок и вернулся домой. Но тут судьба сделала крутой поворот: часть перебросили на станцию Лазо (Хабаровский край), где Ивана определили в саперы. 

Свой боевой путь 117-я стрелковая бригада начала весной 1942 года в Калининской области. Поступил приказ прорвать оборону противника, овладеть деревнями Жуковка и Высокая и дальше развить наступление. Саперной роте была поставлена задача обеспечить переправу через реку Молодой Туд. Ефрейтор Родионов и красноармеец Моргунов на лодке поддерживали связь с другим берегом, попутно саперы переправили в тыл 28 раненых бойцов, которым тем самым спасли жизнь. А за активное участие в Гомельской операции скопинец был отмечен нагрудным знаком «Отличный минёр».

Зимой 1943–1944 годов его 96-я стрелковая дивизия стояла под Бобруйском. Район был удобен для обороны: немцев прикрывали не только реки и озера, болотистые места, густые леса, но и обширные противотанковые и противопехотные минные поля. И тут уже многое зависело от квалификации наших саперов. Под непрекращающимся ружейно-пулеметным огнем Моргунов лично обезвредил два участка, чем обеспечил пехоте безопасное продвижение вперед. За тот подвиг (разминировал и установил порядка 1500 мин) он был награжден орденом Славы III степени (приказ от 8 февраля 1944 года).

По лезвию ножа

В ноябре 1944 года в Польше началось широкомасштабное наступление советских войск, однако река Нарев представляла собой серьезную преграду. Ее берег был крут и обрывист, к тому же хорошо укреплен. Вдоль него тянулась колючая проволока, все подходы надежно защищали установленные в три ряда противопехотные мины. Отделению ефрейтора Моргунова было приказано с наступлением темноты переправиться через реку, произвести разведку и подготовить плацдарм для высадки. Саперы расчистили участок шириной тридцать метров и вешками обозначили его границы. Вскоре основные силы успешно форсировали водную преграду на надувных лодках и вышли к городу Пултуск. За этот подвиг скопинец получил орден Славы II степени (приказ от 27 ноября 1944 года).


1949 год

Всю войну отважный сапер ходил по лезвию ножа, несколько раз смерть обходила его стороной. Однажды, после того как разминирование полосы было успешно завершено, у Моргунова запершило в горле. Но кашлянуть – это значит погубить не только себя, но и своих боевых товарищей, ведь немцы буквально в нескольких метрах. Невероятным усилием воли он взял себя в руки, так что кровь хлынула из ушей, носа, и терпел до тех пор, пока группа не удалилась на безопасное расстояние.

Смертоносный трофей

Как-то в составе группы Ивана послали обследовать поле, чтобы войска могли беспрепятственно его преодолеть. Когда задание выполнили, была уже глубокая ночь, поэтому решили заночевать на опушке леса. Около четырех часов утра немцы перешли в наступление, тем самым отрезав их от основных сил. Саперы не знали, где им переждать опасность, пока не наткнулись на заброшенную деревушку, жители которой неподалеку обустроили землянки для хранения продуктов. Поиски увенчались успехом и восемь солдат укрылись в схронах, где трое суток провели без еды и воды. Когда же немцы, наконец, покинули лесной массив, выяснилось, что они отыскали несколько землянок: трое товарищей были убиты. Оставшиеся в живых окольными путями сумели вернуться в часть.

В конце войны ефрейтор Моргунов со своим отделением был направлен для проверки лежащего на пути населенного пункта. Зачистка шла к завершению, оставался лишь один дом, расположенный на пригорке. Зайдя внутрь, саперы обнаружили покрытый скатертью огромный стол, на котором лежала краюха хлеба. Молодой солдат собрался ее схватить, но вовремя был остановлен своим командиром. Аккуратно отодвинув две нижних доски, Иван Тимофеевич обнаружил мину, провода от которой тянулись прямо к хлебу, оказавшемуся смертельной приманкой. После разминирования саперы по-братски разделили аппетитный трофей на всех.

Полный кавалер

Зимой 1945 года Моргунова с напарником отправили на передний край обороны противника для проведения рекогносцировки местности. После успешной разведки Иван получил приказ заминировать подходы, при выполнении задания буквально под самым носом у немцев попал под ураганный обстрел и был ранен в ногу. Долгожданную победу герой встретил на костылях в тамбовском госпитале, где и узнал о том, что был представлен к ордену Славы I степени (приказ от 19 апреля 1945 года).

Вскоре, правда, выяснилось, что наградные документы оказались утеряны. Лишь четыре года спустя в архиве были обнаружены дубликаты, которые подтвердили подвиг отважного сапера. Из Рязани в Скопинский район была направлена делегация от военной комендатуры. В подробностях выяснялись все обстоятельства дела и только после этого справедливость наконец-то восторжествовала.


2006 год

После излечения Ивана направили учиться на механика-водителя, домой он возвратился лишь в 1946 году. Бывший фронтовик создал семью и устроился слесарем в военную часть 86741, где отработал 34 года. За это время стал специалистом высшей категории, о его профессиональных достижениях лучше всяких слов свидетельствуют многочисленные рацпредложения, а также медали «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд».


Четыре поколения семьи Моргуновых: 1-й ряд (слева направо) – муж дочери Валентин Данилович, жена внука Евгения Елена с сыном Семеном, Иван Тимофеевич, дочь Лидия Ивановна; 2-й ряд – внуки Андрей (с женой Еленой), Евгений, Александр и Сергей

Семья и работа всегда были у Ивана Тимофеевича на первом месте. Сын Александр после Тамбовского военного училища служил в Белоруссии, там женился, проживает в Гродно. Дочь Лидия окончила техникум в Скопине, затем институт в Москве, много лет отработала инженером-конструктором на Рязанском станкостроительном заводе, у нее четверо сыновей. В 2010 году, когда возникли серьезные проблемы со здоровьем (к тому времени уже давно не было в живых его верной спутницы Веры Ефимовны), ветеран войны после долгих уговоров все же перебрался из Скопинского района в Рязань. 15 июня 2016 года его не стало…
Юрий МАТЫЦИН