Многие фронтовики не любили рассказывать о войне, растворяя все свои горести в счастливой мирной жизни
Мой дед Владимир Александрович ПУПКОВ был отважным летчиком, лихо бомбившим фашистские части в Венгрии и Югославии. Во время некоторых вылетов он сбрасывал оружие и провиант партизанам. Задания командования выполнял четко, за что не раз удостаивался наград и благодарностей. Был легко ранен, но его машина ни разу не стала добычей зениток. Вроде бы безоблачный путь фронтового авиатора.
«Митчелл». Венгрия. Рязань
Но, как ни странно, о войне с ее подвигами, ужасами, приключениями и трагедиями Владимир Александрович вспоминать не любил. Если какие-то рассказы и доносились до цепкого детского слуха, то звучали они сухо, лаконично, без патриотических восторгов и пафосных деталей.
Дед хвалил американский бомбардировщик Б-25 «Митчелл» (на фото), на котором совершил несколько десятков боевых вылетов. Как о нелепом происшествии однажды поведал о том, что отравился, полакомившись домашним вином в Венгрии, из-за чего потом много раз ездил лечить желудок на различные курорты необъятного Союза.
После войны обычная гарнизонная жизнь – Житомир, Баку и, наконец, Дягилевский военный городок в Рязани, где опытный офицер вместе с семьей обосновался в 1952 году.
Наставник китайских товарищей
Строка в его фронтовой характеристике «Предан делу партии Ленина-Сталина» хоть и была штампом для подобных документов, но полностью выражала мировоззрение смелого авиатора – слово «летчик» дед почему-то не любил.
Владимир Александрович был истым коммунистом, постоянным подписчиком партийных журналов типа «Агитатора» и «Политического самообразования». Но высокая идейность не мешала этому доброжелательному человеку быть ответственным служакой, достойным и жестким наставником многих начинающих пилотов, в том числе и амбициозных парней из Китая, Египта и Индонезии, которых в 1950-х и начале 60-х ставили на крыло дягилевские асы.
Последний аэродром
Своих взглядов не навязывал ни детям, ни внукам. Война, скорее всего, жила в его снах. А по-настоящему майор в отставке отдыхал и наслаждался мирной жизнью на рыбалке, охоте, во время вылазок за грибами и, конечно, отмечая День Победы и День авиации 18 августа, который совпадал с датой рождения его жены, моей любимой бабушки.
В сумрачные 90-е дед тяжко переживал распад страны, в могущество которой он внес свою солидную лепту. Когда доблестный авиатор закончил свой земной путь, и еще юные солдаты провожали его ружейным салютом, я подумал, что светлая душа Владимира Александровича нашла пристанище на энском небесном аэродроме рядом с боевыми товарищами и родными людьми.
Денис ПУПКОВ