Какие метаморфозы претерпели майские шествия в Рязани с конца прошлого века
Весенние праздники и особенно первомайское шествие заставили рязанцев в очередной раз задуматься о том, что они отмечают. Юбилей выстрелов в Чикаго в 1886 году (как было принято официально считать в СССР), традиционную посадку картофеля на огородах (как всегда думали дачники) или открытие сезона пикников на природе (важнейшее событие для поколения «next»)?
Государственный Первомай
Полиция упомянула сначала про «более 20», а затем про 50 тысяч вышедших в день Первомая на Первомайский проспект в Рязани. Даже если последняя цифра и завышена, все равно людей было много.
А вот всего каких-то десять лет назад все было совершенно по-другому. По Первомайскому проспекту двигались всего две колонны – «профсоюзная» и «коммунистическая», каждая из которых была не многолюднее двух-трех тысяч человек. Почему же, начиная с 2011 года, число приходящих 1 мая в центр города стало резко расти?
Первомай 1962 года в Рязани
Потому что шествие снова стали организовывать. Власти ставят задачи государственным и муниципальным предприятиям, а также договариваются с крупными корпорациями, которые не могут противостоять соблазну лишний раз разрекламировать в ходе шествия свои достижения.
Таким образом, призывы к борьбе трудящихся против капиталистов просто-напросто «утонули» в море корпоративных флагов, искусственных цветов, ростовых кукол, барабанов, роликовых лыж. «Никакая тут не рабочая солидарность, а просто праздник Весны и Труда», – убеждают гремящие над проспектом нейтральные лозунги и популярная музыка последних 80 лет (от «Марша энтузиастов» до песен Юрия Антонова). Отдельной колонной третий год подряд идут даже «Предприниматели Рязани», которых еще недавно обозвали бы «эксплуататорами» и «буржуями», удивившись, что они делают на празднике трудящихся.
– Мы тоже вносим лепту в копилку государства! – могут ответить они сегодня, когда Первомай превратился в демонстрацию единения и лояльности.
Неизвестные люди труда
Но нет, это не возвращение времен СССР. Тогда из всех динамиков и со всех трибун звучал, пусть и немного фальшиво, гимн человеку труда. В состав любого совета или комитета набирали треть, а то и добрую половину простых рабочих и крестьян. О достижениях тружеников города и села постоянно рассказывали во всех телепередачах – тогда телеэкран еще не был заблокирован одними международными новостями, сплетнями из жизни артистов и бесконечной гордостью всякими военными подвигами. Тогда как раз подчеркивалось: мы страна мирная, мы созидаем, а не запускаем ракеты и не бомбим дальние края.
Скажете, сегодня нечем гордиться? Есть.
В Рязани делают уникальную оптику, которая используется на космических аппаратах, уже полетевших к Луне и готовых стартовать к Марсу.
В Рязани есть полностью автоматизированный асфальтобетонный завод, на котором за день грузятся десятки машин, а работников – всего два или три человека. Почему-то никто не пишет о них как о новых стахановцах!
Один из местных журналистов рассказал недавно о рязанских специалистах по компьютерным сетям, которые наладили передачу интернет-данных в центре Лондона с помощью лазерных лучей, светящих с крыши на крышу. Англия знает этих героев, а родная страна не знает.
Братство несогласных
Проходят в Рязани и другие демонстрации, для которых не перекрывают центральные проспекты и не резервируют площади. Наоборот, стараются отправить их куда-нибудь подальше от центра города – например, в Приокский поселок, к памятнику «Братства по оружию». Именно там, к примеру, в 2018 году велели митинговать всем несогласным с пенсионной реформой.
Правда, в Рязани (в отличие от Москвы, Питера и некоторых других областных центров) десятилетиями не было ни одного силового разгона уличных акций. Например, когда 26 марта 2017 года десятки людей решили выразить свое отношение к коррупции и без согласования двинулись толпой по Соборной улице, полиция не проявила агрессии. Без последствий прошли по тротуарам Первомайского проспекта 5 мая 2018 года и участники несогласованного митинга «Он нам не царь».
2019 год
Объяснить эти мирные отношения митингующих и охраняющих правопорядок пытаются по-разному. Кто говорит, что такая тактика позволяет много лет замалчивать протестные действия: раз никто никого не тронул – то и СМИ ничего не сообщат. Некоторые предлагают другое объяснение: опасные группировки типа футбольных фанатов, радикалов-«антифа» или радикалов-«наци» на митинги не ходят – вот пусть не ходят и дальше. Потому что студентов-«ботаников» и престарелых диссидентов никто из властей не боится.
А вот в Санкт-Петербурге 1 мая 2019 года на первомайском шествии (хотя оно было согласовано) задержали больше сотни человек, несмотря на то, что полицией северной столицы руководит уроженец Рязани – генерал-майор Роман Плугин.
С Коловратом на День Победы
Очередной массовой акцией, которая обычно проводится 9 мая, будет шествие «Бессмертного полка». Проход через центр города с портретами предков, погибших в годы Великой Отечественной или переживших ту войну, обычно трактуется как дань уважения героям. Все правильно: живых участников событий остается все меньше. Еще несколько лет – и их окончательно заменят лица на мемориальных досках да фотографии в книгах и на интернет-сайтах.
И в этот момент Великая Отечественная станет просто частью истории. Такой же, как и Первая мировая. Как и Отечественная война против Наполеона. Как и оборона Старой Рязани от хана Батыя. Ведь на каждой из этих славных страниц истории – фамилии наших предков.
И тогда на Первомайский проспект можно будет выходить с портретом Евпатия Коловрата.
Алексей ДАРИКОВ