Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№26 от 8 июля 2021 г.
Борщ становится элитным блюдом
Из-за космического роста цен уже каждый седьмой рязанец находится за чертой бедности



В начале недели эксперты РИА «Новости» опубликовали исследование, согласно которому Рязанская область занимает 52 место среди регионов России по уровню доходов населения. Представьте себе, что 12,9% местных жителей зарабатывают меньше одного МРОТ в месяц, еще 1,4% менее его половины. Таким образом, каждый седьмой рязанец находится за чертой бедности. Уму непостижимо, но факт.

И это исследователи опирались на так называемое соотношение медианных среднедушевых доходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг (средняя температура по больнице). Этот параметр составляет 1,38 для Рязанской области. Реальность, сами понимаете, намного хуже. 

Обменный курс килограмма моркови в рязанских магазинах на позапрошлой неделе впервые в истории сравнялся с обменным курсом евро в банках. Цены без преувеличения – космические. И они (цены) продолжают рост.

В супермаркете «Зодиак» на площади Свободы в Рязани морковь отечественная уже приближается к 150. И это не предел. 

Экзотические для того времени года ягоды – арбузы, привезенные невесть откуда, в «Зодиаке» по 68 рублей. К слову, картофель – 65. Почувствуйте разницу.

Цены на овощи, действительно, ставят рекорды. По данным Росстата, к 21 июня 2021-го с начала года более всего подорожала морковь – на 124,6%. Картофель прибавил 94,4%, капуста – 75,3%, лук репчатый – 40,9%. «Борщ становится элитным блюдом», – отметил главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

В ремонтируемом Торговом городке сохранился остаток рыночка. Ирина, продавец и производитель товара из села Новоселки Рязанского района, продает то, что вырастила в этом году: морковку, свеклу, картошку размером с яйцо «от молодки»… Товар только пошел в рост, свеклу и морковь продает пучками по несколько штучек за 100 руб., а картофель, который только стал покрываться кожицей, по полтиннику за килограмм. И берут. К обеду товар уже распродан: во-первых, дешевле, чем в супермаркете, во-вторых, выращено известно где. Покупатели на всем стали экономить. Именно по этой причине «скучает» продавец по соседству – продает чернику и лисички. Баловство в этом году.

­– Лучше, разумеется, дождаться полноценного урожая, – вздыхает Ирина. – Но «помогут», при таких-то ценах и в погреб заберутся. 

Кстати, экономят не только на овощах. С весны в крытый рынок «Лань» (напротив бывшего мясокомбината) местный производитель яиц перестал завозить продукт в упаковке. 

– Покупатели все чаще берут меньше десятка, – скромно говорит продавец фирменной палатки. – На сколько хватает денег…

3 июля во время прямой линии у президента Путина спросили, почему в России бананы из Эквадора стоят 78 руб. за килограмм, а морковь – 110? По словам главы государства, в России не хватает своих овощей для удовлетворения потребительского спроса, поэтому их вынуждены завозить из-за рубежа. Скоро будет новый урожай, это отразится на ценах в сторону их понижения. Подорожание же продуктов Путин назвал общемировым трендом.

Гонит. Отметим, что в России наблюдается стремительный рост цен на продовольственные товары. Мясопереработчики требуют поднять цены на колбасу, розничные продавцы обратились в Минпромторг с заявлением о готовности увеличить стоимость птицы и яиц. Осенью на 15 процентов подорожает молоко.

В прошлом году, отметим, продукты в России подорожали на 7,9%. При этом в странах Евросоюза рост цен составил всего 1,1%. В Германии, например, килограмм мытой отборной моркови сегодня стоит 59 центов – на 41% дешевле, чем в России.

Фермер Василий Мельниченко на свой странице в фейсбуке рассказывает, что сельское хозяйство и формирование цен на продукцию – процесс куда более сложный, чем его себе представляют чиновники. И далеко не все зависит от мировых цен. Перекосы возникают не только по морковке: «Утверждение, что за границей также растут цены, неверны – та же картошка в США подорожала на 3% за весь период пандемии, а у нас на 100%, на 200% подорожала. Вмешательство государства редко давало положительный эффект. Если вводили пошлины на зерно, зернопроизводители возмущались, но высокие цены на зерно тут же ломали производство комбикорма и промышленности, комбикорм становится очень дорогим, молоко и мясо вынужденно дорожает. Любая государственная мера в сфере агропродовольственной политики приводила отрасль в шок и замешательство – мы потеряли личные подсобные хозяйства уже на 50%».

И не возразишь.
Павел ГРЕСЬ