Художник-педагог Александр БАБИЙ – об удивительном прошлом и жутком будущем рязанской Швейцарии
Во время беседы с владыкой Симоном услышал: «Солотча – особое место. Ее земля намолена веками. Потому и дорога эта святыня».
Кто сегодня, находясь в Солотче, готов произнести эти слова? Хотя тысячи отдыхающих в этом заповедном краю испытывают на себе особое чувство – очарованности.
Солотчинская Швейцария
Только Солотчинская Швейцария, как ее стали называть с начала ХХ столетия, оказалась слишком хрупкой. Ее биосферная среда на сегодня представляет собой жалкое подобие той биосферной системы, которая была еще совсем недавно.
Солотча действительно уникальна по своей экологической и климатической системе. Дело в том, что села: Солотча, Заборье, Аграфенина Пустынь, Поляны, Шумашь, как и остальные села Рязанского района (бывшего Солотчинского) располагаются на высоких песчаных дюнах. Между ними – безбрежный океан болот. Кто сейчас вспомнит, что рядом с Полянской школой-интернатом было торфяное болото Тинки, или в Заборье – болото Кальское? Кому ведомо, что между Аграфениной Пустынью и турбазой – «Болото бездонная… Что ты!.. Зыбь сплошная».
Иного и быть не могло на всей территории Мещерской низменности. Мощная толща древнеаллювиальных песков покоится на многометровой подстилке из водоупорных глин. Но почти вся Мещера – это болотная зыбь.
Природа тысячелетиями «обустраивала» этот природный край с весьма скудными почвами. Зыбучие навивные пески веками блуждали по левобережному краю Оки. Именно по вершинам дюнных отрогов, как по естественным дамбам, проходили древние дороги. Я хорошо помню времена, когда на всем протяжении от Рязанского плашкоутного моста до деревни Давыдово было совершенно безлесное пространство. Единичные деревья виднелись лишь на отдельных усадьбах. Хотя у села Шумашь, там, где сейчас местное кладбище, была крохотная рощица дубов. К слову, это жалкие остатки реликтового дубового массива, покрывавшего полтора века назад пространство от Луковского леса и до села Поляны! Чудом уцелевшие дубы в районе Коростова – это родные братья луковским дубам. Но человек жесток в своей одержимой страсти: взять! взять – и как можно больше, не думая о последствиях! Вот и результат: вначале уничтожены по всей пойме Оки дубовые леса, а теперь и некогда роскошные луга превратились в луговое однообразие.
Хотя с 1952 г. по инициативе рязанских властей (как областных, так и Солотчинского райисполкома) усилиями аэрофотолесоустроительной экспедиции совместно с Солотчинским лесхозом с привлечением жителей района всего за несколько лет было высажено саженцев сосны на площади около 3000 га!
Да, да! Всего за несколько лет огромные песчаные поля, на которых нынче располагаются лагеря «Солнечный», «Сказка» и другие, стали солотчинским лесом.
«Лес сиротою гибня!»
Именно с 50-х годов реликтовая солотчинская Монастырская роща (непонятно, отчего сосновый бор назван рощей?) слилась с безбрежным морем восстановленных лесов на площади во многие тысячи гектаров.
И коль скоро вспомнил о Монастырской роще, то невольно защемило в душе.
– Эх, Сашка! До чего глупой народ народилси!.. Лес – не только кормилец. Он воду в реке держит! Дуб своим кореньём из глубин воду подымаить. Если лес умрёть, то и река пересохнет. Она и так обмелела… Не река, а ручей. И какая умная голова удумала русло углубить? Углубили… Ну и чё? Вода ушла, рыбы не стало, луга захирели… Только дурень лес за мертвую древесину принимаить. А в лесу все живое! Всё по уму… Вона, весь можжевельник подчистую свяли, а он воздух от болотной гнили чистит. Вон как всё обернулось-то… Мы нонча лесу в благодарность одни кучи оставляем. Нету… нету… Господь так не оставить! Понимаешь, ты?!.. В лесу завсегда порядок должон быть! Твою мать совсем-то! Раньше давыдовский лес был крестьянским. У каждого двора – своя делянка. Каждая семья обихаживала, глядела, чтобы сухостой короеда не размножил. Сосны-сухляцы завсегда вовремя валили. Прежде чем спилить, глядели, куда её уронить, чтобы подлеску не навредить. А как же!.. В лесу всё дорого, всё жаланно.
Всё это довелось услышать мне в 1974 году от давыдовского старожила Матфея Михайловича ЗАИГРОВА, который еще до революции захватил бывших хозяев летних дач, остатки которых до сих пор стоят вдоль Лысой горы.
– Мальчонкой, бывалыча, носил барыням ридикюли разныя, чумоданы от железной дороги. Доставишь груз до места – получай цалковый за работу! Ещё сбегаешь – ещё цалковый!.. Но вот тот лес, что к нашей обители подходит – этот лес монастырский. Ну! Этот лес самый сортовой! Корабельная сосна! Понимаешь, ты?! Эту сосну от моря балтийского монахи завезли. До чё хорошь! А?!.. Но тепереча монахов нету, лесхоза нету… Лес сиротою гибня… Среди лесу только шашлыки, да вино. Это когда было, чтобы в лесу с огнём?.. Чтобы машинами подлесок мять?.. Грех-то какой!.. Топчитя!.. Жгитя!.. Застраивайте! – Вам всё одно Господь скажа: «Ты был злым, жадным? – Значит, самому себе оставайси лютым врагом. Я табе помощи ня дам! Тах-та, Сашка, тах-та!
Действительно, не придётся всем нам ждать милости от природы, помогать ей – вот в чем наша главная задача! Именно помогать, но не рвать, «изничтожая силушку Матери-природы». Какими же следует быть дуроломами, чтобы не понимать всей погибели нашим внукам от тех проектов (супер-проектов), за счет которых сокращаются площади лесных насаждений вдоль больших и малых рек?
Историческая память
Но есть еще одна большая тема – тема исторической памяти, тема искренней любви к Отечеству. Судя по тем градостроительным проектам, что обсуждаются, или уже осуществлены в нашем городе, к сожалению, смею утверждать об отсутствии того и другого.
Чья это вина? Думаю, что очень многих поколений рязанцев. А как же? Почти пять веков имя великого Князя Олега Ивановича Рязанского пытаются покрыть патиной «предательства», «измены», «коварства». Но как же обескровлены наши души! Как же мы легковерны, если бездумно относимся ко всему происходящему на Рязанской земле, в первую очередь…
Великий князь Олег был не только по статусу Великим. Его народ сохранил для себя в чине Великого.
По признанию всё того же давыдовского мужика Матфея Заигрова, рязанский князь «мудрым был!.. Что ты!.. И татарину, и ливонцу – всем врагам сопли на кулак наматывал! На нё предательство с умыслом навесили. А мы – вахлаки и всяму верим. Скажи, разве тёмного человека веками Великим называть будут? Нету – нету… Обитель наша, где Олег был упокоен, самая что ни наесть желанная для нас. Но и её осквернили. Божий дом осквернили, а чё уж о человеке говорить. Но был он человеком светлой души. Не зря же во все века его именем и молитвами Солотча ни разу порушенной не была. Вся наша округа его именем намолена».
И это факт, на самом деле, у нас даже пожара в Солотче не было.
Как же так? – деревенский мужик своей душевной и гражданской чуткостью оказался на много голов выше современной образованной городской публики, в чьем ведомстве надлежит зорко охранять память?
Есть в нашем городе Троицкий монастырь. Для тех, кому дорого имя Святой Руси, которая по сведениям историков с 1365 по 1893 год (за 528 лет) 305 лет провела в войне. Как забыть о том, что с 1055 по 1462 год, по подсчету историка Соловьева, Россия перенесла 245 иноземных нашествий.
В 14-м столетии главные бои с этим злом проходили аккурат по Земле Рязанской. Необходимо понимать, что только общими усилиями таких личностей, какими были игумен Сергий Радонежский, Великий князь Дмитрий Донской, митрополит Всея Руси Алексий и Великий князь Олег Иванович Рязанский, как, впрочем, и тысячи православных христиан, жива современная Россия! Это они сотворили в мировой истории чудо – защитили и укрепили русские земли!
Поэтому для каждого истинного рязанца земли вокруг современной Троицкой обители остаются свято-неприкосновенными. Именно сюда пешочком из Радонежской обители приходил великий Святитель всей земли Русской Сергий Радонежский. Приходил не только «мирить строптивого Рязанского князя с Московским», но обсуждать и молиться. Молиться за сохранение веры православной в пределах земли Рязанской и обсуждать планы укрепления границ вокруг всей территории.
Неужели думаете, что случайно с 1340 по 1440 годы к 30 уже существовавшим монастырям было сооружено еще более 150, в том числе и Солотчинская обитель! (Монастыри представляли собой также военные крепости. – Ред.)
Не понимая истинного значения подлинной угрозы и сложнейшей борьбы с ней, невозможно оценить подлинную значимость оставшихся святынь. С утратой любого места, любого памятника, связанного с победой православного Духа, неминуемо наступает эра тяжелейшего духовного мрака. А с его приходом в кромешной тьме истории исчезает народ.
Пишу, а сам ясно слышу голоса оппонентов. Они, конечно, «живущие без веры, самовлюбленные эгоисты, или как себя называют «самодостаточные», не хуже нас понимают, что страна гибнет, скукоживается. Но так уж устроен слабый человек – чем яснее он понимает свое бессилие, тем алчнее его поведение. Желание схватить больше и быстрее других – типичная черта современного человека.
Схватить земли вокруг Троицкого монастыря, застроить долину вдоль рек Павловки и Плетенки, закатать дорогами и заставить многоэтажками пойму Оки, а что дальше?
– Если, Сашка, человек и дальше будет, как голодный волчара, природу на клочья рвать, то ему погибель неминучая настаня. Осушили наши болота – и вода с Оки на метры ушла. Приказал Хрущев луга распахать – и взамен травы один чернобыл произрастает. У любого человека душа совестью должна омываться, тогда от этого человека настоящая, хотя, можа, и малая польза станет.
Александр БАБИЙ,
художник-педагог
P.S. Пойма рек Плетенки и Павловки, на которую уже покусились девелопперы, относилась также к заповедным землям Троицкого монастыря, на которой монахи вели свою мирную созидательную деятельность.
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
Александр Николаевич Бабий написал этот текст по нашей просьбе прокомментировать проект изменения охранных зон города Рязани. Разработанный на деньги застройщиков одиозный проект находится в настоящий момент на подписании в Министерстве культуры и туризма Рязанской области. Согласно этому документу, наряду с другими кричащими фактами, из охранных зон планируется вывести (читай – застроить) часть земель, ранее относившихся к Троицкому монастырю на Московском шоссе. Не была также включена в новые охранные зоны Монастырская роща в Солотче, связанная, как и Троицкая обитель, с именем Великого князя Олега Ивановича Рязанского.
А ведь совсем недавно в канун Дня России губернатор Олег Иванович Ковалев сотоварищи возлагал цветы к памятнику своему Великому тезки!
Олег Иванович, вмешайтесь – пока еще не поздно!
Александр БАБИЙ