Президент, Госдума и СМИ высказались по поводу дорожных камер. Первые результаты можно назвать пугающими
Путин на заседании Госсовета по безопасности дорожного движения возмутился «камерами в кустах». Депутаты Госдумы тут же внесли законопроект о недопустимости «частных камер» с предложением все зарегулировать. СМИ, как всегда, все упростили и переврали. Водители в своих головах еще раз все упростили, и вот мы уже видим, как по дороге к передвижной камере бежит необременённое интеллектом существо и требует прибор убрать, потому что «Путин запретил». При этом он уверен, что штрафы ему отменят. И, конечно же, появляются «специалисты» с рулетками, с умным видом говорящие о «нарушении ГОСТов» в камеры телеканалов. Что же происходит на самом деле в этой сфере?
Тревоги и треноги
Действительно, в июне на заседании Госсовета Путин сказал следующее про «камеры в кустах»: «Вместо того чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, это только средство для достижения нужного нам результата. Прошу навести здесь порядок» (здесь и далее выделено мной, – авт.). И дал поручение Медведеву к 1 февраля 2020 года проработать этот вопрос, придумать какие-то «новые требования» и только потом штрафы, зафиксированные с нарушением этих требований, не применять.
Как отреагировали СМИ? «Президент России Владимир Путин распорядился аннулировать штрафы, выписанные благодаря фиксации камер “в кустах”!» Мозги некоторых водителей радостно потекли, и вот мы уже видим в интернете видео (снятое, кстати, в Рязанской области), на котором водитель иномарки с московскими номерами мочится на камеру, стоящую на обочине. А потом и вовсе кидается камнями по автомобилю, внутри которого сидит человек, эту камеру охраняющий. И число таких неадекватов, думается, теперь будет только расти.
Вандализм по отношению к передвижным комплексам в Рязанской области вещь вообще довольно распространенная. Рекорд пока держит февраль этого года: тогда только в течение одной недели две камеры были расстреляны, а одна подожжена. Теперь же, после путинского выступления, за треноги и их операторов стало особенно тревожно. А если действительно через полгода перед мобильными камерами распорядятся ставить предупреждающую табличку, то нужно будет и к ней приставлять охранника.
Президентские «кусты» породили жуткую активность в поисках других нарушений. «Писающих мальчиков» в полный рост покажет не каждый канал, а вот выезды на место в сопровождении всякого рода «общественников» и «экспертов» полюбили как региональные, так и федеральные телевизионщики. В Рязани, например, активисты ОНФ («Общероссийский народный фронт». А что, до сих пор война?) проверяют, установлены ли треноги «по ГОСТу», то есть не менее трех метров от края проезжей части. Иначе, мол, показания прибора искажаются. Так и ползают по обочине с рулеткой, сантиметры считают. А потом пишут в отчетах, что «любое нарушение этих правил ведет к искажению замеров. В конечном итоге это выливается в штрафы за несовершенные нарушения ПДД». Никто ведь не объяснил водителям, что этот ГОСТ носит рекомендательный характер, смысл его в том, чтобы в картинку влезали большегрузные автомобили. А вот до простого факта, что измеренная скорость не искажается почему-то при движении автомобилей по разным полосам, могли бы додуматься и самые слабые головы. Но зачем думать, проще с рулеткой ползать и пудрить потом головы людям, утверждая, что «данные нарушения являются основанием для аннулирования штрафов, которые могут быть выписаны водителям». «Эксперты» из ОНФ же не соизволили прочесть инструкцию по эксплуатации треноги. А зачем? Они же «эксперты». А ведь кто-то им поверит и пойдет опротестовывать «письма счастья», выглядя при этом полнейшим идиотом. Бред по поводу того, что подрядчик сам решает, где устанавливать камеры (на самом деле места размещения определяет ГИБДД), и что у оператора должен быть какой-то путевой лист, даже обсуждать не хочется. Однако все это на полном серьезе звучит в эфире местных телеканалов.
«Вы на нас наживаетесь, сволочи!»
Зачастую пара предложений президента вызывает законодательный зуд в учреждении, давно уже прозванном «бешеным принтером». Особенно, если из этого можно извлечь материальную выгоду. Вот и сейчас СМИ сообщают, что в Госдуме обсуждают запрет на использование частных камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. А зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков заявил: «Нам надо сделать так, чтобы безопасность повышалась, а коммерческая составляющая уменьшалась». В России, правда, пока штраф не заплатят, о безопасности не подумают.
«Законопроектом предлагается установить, что требования к функциональным свойствам указанных средств, а также порядок определения мест их установки определяются правительством Российской Федерации, – приводит РИА «Новости» пояснительную записку к документу. – Кроме того, для защиты прав автомобилистов законопроект предлагает ввести норму, согласно которой работающие в автоматическом режиме камеры фиксации нарушений должны находиться в собственности Российской Федерации или региона РФ».
Держащие нос по ветру СМИ тут же откликнулись заголовками типа «Частные камеры фиксации: в чей карман мы платим дорожные штрафы», «Вместо гаишников на трассы выпустили коммерсантов» и т.п. В общем-то, подобная тональность и раньше звучала, но теперь – явное обострение. И снова можем видеть многочисленные видеозаписи, где водители набрасываются на операторов с воплями типа: «Вы на нас наживаетесь, сволочи!» К слову, операторы эти сидят на зарплате, которая не зависит от размещения камеры и количества зафиксированных штрафов. И камеры ставят в месте, предписанном ГИБДД (на основе изучения аварийной обстановки). Но кто же это водителям объяснял? Во всем виноваты гады-«частники»!
Да, частный бизнес в процессе иногда присутствует, концессионные соглашения заключены в 17 регионах, в том числе в Рязанской области. Как это работает? В случае с нашей областью происходит так: «частник» (АО «БДРО») на свои деньги закупает оборудование, которое передается на баланс области, Минтрансу (то есть идиоты ломают камеры, которые принадлежат региону). Так откуда взяться «частным» камерам, о которых кричат в Госдуме? Их попросту нет! Да, установкой камер, их обслуживанием и даже рассылкой «писем счастья» (только почтовые затраты – десятки миллионов рублей в год) занимается АО. И получает за свою работу солидный процент от собранных штрафов. Им, кстати, камеры никто не дарил, за них еще расплачиваться и расплачиваться. Но камеры-то уже в собственности региона! И камеры уже работают на безопасность в регионе. А что касается предложения Госдумы – «порядок установки камер должен определяться правительством РФ» – это вообще странно. Правительству заняться нечем? Местным гаишникам не виднее?
Так зачем же тогда принимать новый странный закон? Странным он перестает быть только для тех лиц, что хотят подвинуть в регионах частников и поставить вместо них, к примеру, «оператора Платона». Что при этом изменится для водителей? Абсолютно ничего.
Деньги или жизнь?
Как правильно сказал президент, камеры нужны не для наказания, а для предупреждения ДТП. Буквально каждый день в Рязанской области происходят страшные аварии, многие с жертвами. И ярые противники фото- и видеофиксации как-то не осознают, что жертв было бы в полтора раза больше, если б не камеры, стационарные и мобильные. Не нравятся треноги, которые вы иной раз не успеваете заметить? Так соблюдайте скоростной режим, только и всего! Они стоят для того, чтобы вам было комфортно и безопасно. Просто учитесь жить по закону. А камеры ни в чем не виноваты, не надо их ломать. Челюсти операторам тоже ломать не надо, первое уголовное дело на подобного типа уже в суд передано. Удачи на дорогах!
Роман СИВЦОВ