Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№30 от 8 августа 2019 г.
Несгибаемый профессор с голосом Высоцкого
 Одному из самых узнаваемых рязанских психологов – 85, но в это мало кто верит

Когда в начале апреля я встретила на улице Ивана Ивановича Купцова – главного литфаковского психолога, заведующего кафедрой в Рязанском государственном педагогическом институте (РГПИ) 1980-х годов, то подумала, что мне показалось. Не виделись тысячу лет, а он прошел мимо – такой же, как и раньше – бодрый, узнаваемый, родной. Оставались секунды, чтобы окликнуть его, потому что он уже зависал над «зеброй», готовый к переходу площади Ленина. И тогда мы бы точно больше никогда не увиделись. Я робко окликнула. Он обернулся. Мгновение узнавания и вдруг улыбка во все лицо, и голос тот же, и модуляции. Интонациями он всегда напоминал хриплого Жеглова, который говорил, что «вор должен сидеть в тюрьме» и итожил фразу рубленым жестом правой руки с вытянутым указательным пальцем. Совершенно не похожий на Высоцкого внешне, голосово и жестикуляционно Купцов на него походил очень. 

Неожиданная встреча на перекрестке оказалась теплой. Иван Иванович сообщил, что еще работает, показал рукой на академию ФСИН, приглашая зайти и поговорить, сказав, что 10 августа ему исполнится 85 лет, но он еще в боевом преподавательском строю, профессорствует, а потому повод увидеться – самый что ни на есть.



И вот он – повод, канун серьезного юбилея, к которому профессор Иван Иванович, именуемый любящими студентами всех поколений Купцом, подошел во всеоружии, в ожидании выхода очередной научной монографии. Я слушала энергичную речь и мне казалось, что сижу на его лекции в далеких восьмидесятых прошлого века. И хриплый голос, и жесты – жегловские, и мысли – четкие, и фразы рубленные, а за час беседы – вся биография.

Родился Иван Иванович в селе Одоевщина Сараевского района Рязанской области, в бывшем имении князя Одоевского. В ХIХ веке село насчитывало 400 домов. Теперь его нет, но остался господский сад.
С Похвальным листом (медали тогда не давали) окончив семилетку, по совету директора школы Александры Семеновны Малышевой в 1949 году поступил Ваня в Сапожковское педучилище, из которого выпустился с отличием. «Потому и школу я знаю с первой ступени и до выпуска», – говорит Иван Иванович. После училища был РГПИ, исторический факультет, который во время учебы трансформировали в историко-филологический. Его Иван Иванович и окончил в 1958 году, получив направление на должность директора и учителя истории Которовской школы Елатомского (ныне Касимовского) района Рязанской области.  

Начал свое директорство Купцов с введения в селе единой школьной формы, которая, как пояснял он, «дисциплинирует учащихся и создает хорошую рабочую атмосферу на уроках». Сегодня разноперое одеяние учеников можно было бы вынести за скобки учебного процесса и обозначить как проблему.

По воспоминаниям очевидцев, директором Купцов был неплохим, иначе бы не оказаться ему делегатом от Елатомского района на одном из учительских съездов, где и произошла его судьбоносная встреча с известным профессором психологии В.И. Селивановым, предложившим молодому директору поступить к нему в аспирантуру.

Неслучайно в жизни И.И. Купцова появилась Рыбновская школа-интернат, много давшая учителю-аспиранту в работе над будущей диссертацией, тема которой именовалась так: «Психологическая характеристика преодоления недостатков собственного поведения подростков».

Иван Иванович с гордостью говорит о том, что классификация подростков, выведенная им в диссертации, до сих пор остается единственно верной и делится на следующие группы:

1. Подростки, которые знают свои недостатки, стремятся их исправить и могут это сделать.
2. Те, кто знает о недостатках, стремится их исправить, но, в силу причин, сделать этого не может.
3. И те, кто знают (или не знают) о своих проблемах, но не стремятся их ликвидировать и бравируют своими недостатками.

– Находящиеся в колонии относятся к третьей группе, – резюмирует Иван Иванович. Первым это систематизировал и обобщил я, такой типологии до меня в науке не было. И нового ничего нет.
 
После аспирантуры (1961–1964 гг.) и защиты диссертации кандидат психологических наук Иван Иванович Купцов был направлен в Уссурийский педагогический институт старшим преподавателем кафедры педагогики, но преподавать пришлось психологию. Жена – Александра Михайловна, с которой 22 августа супруги будут отмечать 60-летие совместной жизни, – сильный математик. Защищаться не стала, создавая условия для карьерного роста мужа и воспитания детей.

Сын – Михаил Иванович Купцов, кандидат физико-математических наук, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Существование интегральных многообразий и периодических решений систем обыкновенных дифференциальных уравнений». За 18 лет дослужился до полковника, сегодня – доцент кафедры высшей математики Рязанского радиотехнического университета им. В.Ф. Уткина. Иван Иванович с гордостью отмечает, что «мы все – доценты и профессора, а наша мама и жена – академик, потому что всеми защитами мы обязаны ей!»

В Уссурийске он начал с декана физмата, потом – деканствовал на филфаке, был проректором по учебной работе и в 1968 году стал самым молодым ректором в СССР.
А в 1973 году вернулся с семьей на родину, в Рязань, в наш пединститут. Причина оказалась банальной – климат. 

– После смерти профессора Селиванова я возглавил кафедру психологии в РГПИ, а потом передал заведование моей дочери – доктору психологических наук, профессору Галине Ивановне Аксеновой, которая сейчас работает в академии ФСИН, она – полковник. Когда я перешел в Рязанскую высшую школу МВД СССР, то заведовал первой в Союзе кафедрой – исправительно-трудовой педагогики и психологии. Коллеги работали в тюрьмах, в колониях, а я был единственным гражданским человеком, – вспоминает Иван Иванович.

Монографии профессора Купцова интересны не только специалистам, но и широкому кругу читателей: «Младший школьник: особенности его интеллектуально-произвольных действий», «Внимание: подросток!», «Психология. Курс лекций».

– В этом году готовлю к выходу еще одну книгу в соавторстве с Т.В. Пивоваровой, называется она так: «Духовность, народность, патриотизм – основа возрождения великой России и воспитания общечеловеческих качеств у несовершеннолетних осужденных, – говорит Иван Иванович и эмоционально добавляет, – я работаю с молодежью с 1961 года и могу констатировать, что сегодняшнее поколение охвачено духовной нищетой. Нет тяги к знаниям. Получение диплома и получение знаний – не одно и то же. Люди перестали читать. Не только дети и юношество, но и взрослые, и даже преподаватели вузов зависают на пустых сериалах и безнравственных шоу, игнорируя чтение. Довелось мне увидеть на сайте «ЛитКульт», как нынешние мерзавцы, именующие себя поэтами, не имеющие ни лица, ни имени, в один голос после сообщения о его смерти глумятся над памятью поэта Андрея Дементьева, на чьих стихах выросли поколения. Разве подобная гнусность имеет отношение к свободе слова? Ведь эти подонки вышли из стихов Дементьева, как из гоголевской «Шинели» – предыдущие поколения. И я знаю, что сегодня в окололитературных кругах не в чести и Пушкин, и Лермонтов. Как такое возможно? Откуда взяться духовности, если ни вуз, ни семья, ни многочисленные сайты не проповедуют культуру, не поддерживают тяги к прекрасному, а гасят их? Это унизительно для России!

На фоне духовного обнищания, которого может не заметить разве что слепоглухонемой, спрашиваю профессора, что дает ему надежду на возрождение России.

– В первую голову ставлю Учителя. И высшей школы, и средней, и начальной. Прошу написать с заглавной буквы слово «Учитель». И хотелось бы возродить достойное отношение к этой, не побоюсь сказать, героической профессии. Кем нужно быть, чтобы не понимать величайшей значимости учительства в развитии того или иного государства! Почему у нас люди этой профессии поставлены на колени? Почему наше образование так низко пало? Кого мы взращиваем на примере западных ЕГЭ? Я начал с педучилища и пединститута, прошел через аспирантуру и защитился, работал деканом, заведующим кафедрой, проректором, ректором, и поныне – работающий профессор. Я знаю, о чем говорю и знаю, что есть пути возрождения нашей многострадальной Родины. Но при этом надо очень захотеть, чтобы это возрождение началось. И приложить все усилия к тому, чтобы нынешний развал и массовая бездуховность не смогли победить. И не должно быть по-другому!

* * *
Совсем не изменился наш Иван Иванович. И это по-настоящему радует, ибо на фоне всеобщей глобальной нестабильности сохранились еще ценности из прошловековой жизни, которые не гибнут под обломками безликой упрощенности и глянцевого обезличивания сегодняшнего дня, а где-то робко произрастают тонким стебельком. И он, профессор Иван Иванович Купцов, как раньше, смеет надеяться на почти призрачное светлое будущее, все больше напоминающее мираж. И отчаянно в это верует. Не верит, а именно верует. И дай ему Бог здоровья и силы пронести огонь своей веры как можно дольше.

С юбилеем Вас, дорогой Иван Иванович!

Досье «Новой»

Иван Иванович КУПЦОВ, кандидат психологических наук, профессор. Отличник народного образования СССР и РСФСР, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Член-корреспондент Международной академии психологических наук.
Ольга МИЩЕНКОВА