Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№30 от 8 августа 2019 г.
Европейский позитив. Деревенский креатив
 Детальный разбор прошедшего Дня города от саркастичного обозревателя рязанской «Новой»

В минувший уикенд рязанцы праздновали День города. Концертная составляющая праздника второй год подряд выглядит примерно так. На улице Почтовой – фестиваль «Подбелка». На площади Ленина – попсушная «звезда» (год назад был Газманов, теперь «MBAND»). Неподалеку от площади Геннадий Филин проводит джазовый фестиваль. Ну, и по окраинам какие-нибудь самодеятельные дарования выступают.  

Подбелка в колесе фестиваля 

«А с погодой повезло, дождь идет четвертый день…» Пока в пятницу ехал на «Подбелку», как раз насмешливые цоевские строчки крутились в голове. Холод, ветер, перманентный дождь не погубили, конечно, всегда многолюдный фестиваль, но впечатление смазали. Не дело, когда на маленьких сценах музыканты играют для кучки друзей, а на больших – для пары десятков запасливых граждан, не забывших прихватить зонтики. Если дождь усиливался, именно так и происходило. Из-за непогоды это была самая камерная «Подбелка» за последние годы.  

Но в целом все удалось – сыграло около 50 групп, в том числе реально интересных.



Лично для меня открытиями стали новая ипостась Сергея Гриматина (вокалист «Feelins» попробовал себя в качестве фронтмена с гитарой, возглавив полудевчачий коллектив «Смузи») и Сергей Щебень с акустической сцены – парень очиняет реально талантливые песни. Кто победил в зрительском голосовании – даже не интересовался. Как и большинство гостей фестиваля и, наверное, многие участники. Когда «Подбелка» еще была реально фестивалем уличных музыкантов, а не всех подряд, какой-то ажиотаж вокруг этого наблюдался, но все сошло на нет. Теперь это просто фестиваль, где на нескольких сценах поют разного качества местные группы, разбросом от кабацких до «альтернативных». Плюс «живые легенды» нашего рока типа «Выхода» и Умки. И куча всяких спонсоров и фитнесов, заглушающих своим рекламным ором небольшие сцены. 

Рязань – город парадоксов. Помню картинку из 90-х: по Первомайке идет, распугивая прохожих, шумная толпа пьяных десантников человек в тридцать, а сзади медленно едет ПАЗик с ОМОНом – во избежание. Теперь подобные картинки окончательно сошли на нет. А стоило День города совместить с Днем ВДВ и вот уже десантников вообще не видно и не слышно. На той же «Подбелке» я видел всего несколько парней в голубых беретах, зябко кутавшихся в свои флаги. Впрочем, и погода располагала к неспешному застолью в кафе, а не купанию в фонтанах... Вот стоило мне это написать и тут же прочел у коллег из «Комсомолки», как пьянь, мнящая себя десантниками, залезла на главную сцену «за памятником» во время выступлении группы «John Lemon», требуя «Синеву», а бравые наши полицейские не смогли это предотвратить и вообще отчитались потом, что все прошло без происшествий. В общем, насчёт парадоксов я поспешил: деревня есть деревня, наряжай тут гопников хоть в треники с пузырями, хоть в десантные тельники.

Недельная джазофрения  

Главный по масштабам субботний концерт состоялся вечером на загодя перекрытой для транспорта площади Ленина, где еще накануне начали монтировать глобальную сцену. Но началось все раньше, с фестиваля «Вернисаж в стиле джаз» возле почтамта. Лидер нашего старейшего джаз-бэнда Геннадий Филин так много всего делает, что в его проектах легко запутаться.



Вот, например, «Вернисаж в стиле джаз» – это, с одной стороны, отдельный фестиваль, можно сказать, уже традиционно проходящий в День города, только сцена в прошлом году была возле Торговых рядов. С другой стороны, этот самый «Вернисаж» – фестиваль в фестивале, является частью «Летних дней джаза», затеянных Филиным второй год подряд как серия выступлений пары десятков коллективов (в том числе иногородних и забугорных) по самым разным концертным точкам города – и большим, и маленьким. В рамках фестиваля прошло больше десяти концертов, помимо уличных сцен, задействованы были небольшие клубики/бары/кофейни,  сцены торговых центров. Я, конечно, был не везде, но где успел глянуть хоть одним глазком, все прошло вполне себе успешно и зажигательно. Жаль, не послушал итальянскую певицу и пианистку Франческу Тандои в Городском парке, ради которой людям было не лень специально мотаться домой за зонтиками



и даже мэры Генуи и Александрии подтянулись, несмотря на дождь, посидеть на деревянных лавочках. Субботняя финальная точка почти недельного джазового марафона тоже оказалась удачной, благо с погодой было получше, чем на «Подбелке» накануне: 



послушать «Feelin’s», «Мама Jazz» и московских гостей из «Jazz Dance Orchestra» собралась натуральная толпа.





А рядом можно было полюбоваться фотовыставкой по истории рязанского джаза и вернисажем (уже без кавычек) огромных фотографий наших джазистов с красивыми девушками. 

Цой живой и мертвый 

На площади Ленина тем временем пела-плясала самодеятельность, а с наступлением темноты в качестве десерта появились «сладкие мальчики». Кто не знает (а не знают, как выяснилось, многие), «MBAND» – вокальное трио, несколько лет назад собранное в телешоу, где соискателей отбирал Константин Меладзе, композитор сериала «Оттепель» и песен своего брата Валерия. Меня изрядно повеселили  имена спивающих под «минусовку» парней из Украины, Казахстана и Рязани – Артем Пиндюра, Анатолий Цой и Никита Киоссе. По мне, так это фонетический прикол не хуже Санделя, Мундинделя и Бабаясина из пелевинского «Дня бульдозериста». 

Слушали и внимали несколько тысяч человек, особо много наблюдалось девочек старшешкольного и раннестуденческого возраста, которые еще друзей/родителей на площадь затащили. Я и сам обычные в такой ситуации замечания старался отпускать пореже, оказавшись в толпе не совсем по своей воле – затащило юное создание, обижать его совсем не хотелось и пришлось цинизм «прикрутить». Но, судя по реакции граждан постарше, не только я задался вопросом: а надо ли устраивать именно на День города шоу, где целевая аудитория – девочки-подростки и чуть-чуть постарше? Может, лучше обо всех жителях позаботиться, раз общий праздник отмечаем? Но всякое мероприятие когда-нибудь заканчивается и вот уже попсовые наследники «Иванушек» уходят со сцены и объявляется праздничный салют.    

По-моему, устроители перепутали День города с Днем выпускника, где мальчуковый «MBAND», наверное, уместней. Вообще раздражает тяга наших «властюков» мерить все по собственному вкусу. Для них Рязань – город победившей тупой попсни. Но это не совсем так, а местами совсем не так. В городе учится и работает не один десяток тысяч людей с хорошим музыкальным и песенным вкусом. А им – то убогого Газманова, даже не осознающего бредовость своих текстов, то ноунеймов, которых без телепроекта «Хочу к Меладзе» никто и не узнал бы.  

После площади Ленина пошли на Подбелку и застали там выступление кавер-проекта «Баттерфляй»: флейтист Иван Ципорков, перкуссионист Михаил Крылов и вокалист Антон Свиркин из Рязанского музтеатра. Крылов, еще будучи депутатом облдумы, регулярно выступал тут и с проектом Оркестр Летучих Барабанщиков, и с инструментальной группой «FiestO». И на уличном фестивале «Подбелка», и просто на Подбелке, безо всяких фестивалей.



Перестал быть депутатом – накал выступлений усилился, а география расширилась. Местные власть имущие – люди, как правило, очень закрытые. Они буквально истекают осознанием собственной важности и значимости, хотя на деле не умеют как следует объяснить полиции, что главную сцену крупного городского фестиваля следует охранять, а нерадивым дорожникам – что брусчатку возле памятника Ленину надо крепить не на скотч. Поучились бы у Михаила открытости и отсутствию зазнайства, когда экс-депутат облдумы не чурается играть на улице и даже со шляпой ходить между зрителями. Он, правда, для Почтовой – роднее не придумаешь, еще депутатом курировал ее превращение в пешеходную зону, открытую творческим экспериментам, вплоть до подбора цвета плитки. И теперь как рядовой гражданин продолжает свою прогрессорскую деятельность по ускоренному превращению заскорузлого деревенского городишки в нечто более светлое и европейское, открывая недоверчивым аборигенам новые пути возможных коммуникаций. 

Главная удача Михаила последнего времени – то, что он с Антоном Свиркиным познакомился. Помню, как Антон впервые появился лет десять назад в «Старом парке», где я был арт-директором: робкий мальчик с гитарой, делающий первые шаги в музыке. А лет через семь на сборных концертах у меня уже редко возникали сомнения насчет того, кто их должен завершать. На «подбелочных» концертах Свиркин иногда такое выдает, что и мне, кому история русской песенной культуры сфера профессиональных интересов, приходится ловить его потом для уточнений: «А это что такое было? Первый раз слышу!..» Петь он может натурально часами, пока с ног не упадет, благо изрядную часть классики русского рока, авторской песни и советской эстрады помнит назубок.   



Народу, конечно, послушать «Баттерфляй» собралось не так много, как гламурных любимцев недорослей слабого пола на площади: несколько сот – это не несколько тысяч. Но драйва и позитива от уличных музыкантов эти люди получили в разы больше, чем от «пластмассовых» бройлеров, набранных по телеобъявлению. И Цой звучал совсем другой, настоящий, который вслед за Лениным «живее всех живых». То ли я достаточно выпил к тому времени, то ли Антон был по-особому в ударе, но показалось, что правильно было бы поменять местами не только репертуар, но и музыкантов. От праздника на площади еще больше довольных осталось бы, а школьницы/студентки смогли бы послушали вожделенное трио в более камерной обстановке. 

Гагарин не взлетел 

В дни праздника мероприятия проходили не только в центре, но и на окраинах. И там Рязань выглядит не современным развитым городом, а откровенной деревней, словно вернувшись в 1930-е, когда размерами и населением была с Касимов, и «культурный досуг», за исключением театра и кино, укладывался в посиделки с баяном на лавочке у крыльца. Среди заштатных концертиков внимание привлек тот, что проходил вечером 4 августа в парке Гагарина за ДК «Приокский». Решил заехать по двум причинам. Во-первых, потому что не был в том парке, лишь недавно узнав, что такой существует. И был удивлен его расположением, хотя в городе, где на улице Ленина стоит памятник Павлову возле филармонии еще пару лет назад имени Есенина, лучше ничему не удивляться.



Во-вторых, конечно, из-за названия, от которого снова запахло Пелевиным: «Рязань – душа России». Вспомнилась история про то, как в конце 1990-х мой приятель-рекламист поехал в Тулу. Очередные заказчики попросили напечатать буклет с освежающим названием «Рязань – душа России». А в Туле была дешевая и качественная типография. 



Приятель, конечно, название не одобрял, но рекламисты знают, что заказчик часто выбирает самый тупой из предложенных вариантов. Приехал он в Тулу. Напечатал свой буклет. И решил погулять по цехам типографии. В одном из углов наткнулся на склад готовой продукции. Среди прочего там имелись книга «Тула – душа России» и плакат «Липецк – душа России». Или наоборот: про Тулу плакат, а книга про Липецк? Впрочем, какая разница. 

Кстати, мало кто знает, но у нашего города есть как бы гимн, сочиненный еще в 1990-х Нурисланом Ибрагимовым. Тот считается бардом, но гимн не до конца его – музыку сочинил Андрей Ильин, а исполнен был совместный шедевр певицей Толкуновой на концерте к 900-летию Рязани. С тех пор о «рязанском гимне» мало кто вспоминает, потому что он безобразен. И заканчивался вот так:   

О, Кремли, куполами взлетая, –
Православному таинству дань!
Младше даже Москва золотая,
Чем душа всей России – Рязань!

Вот не знаю, как к такому деревенскому креативу относиться, – поржать или умилиться. То, что краем уха и глаза застал в парке Гагарина, лучше вообще не цитировать – «приокские» дарования полностью отвечают названию праздника. Достаточно взглянуть на публику и многое становится понятным. К сожалению, на фото не видно асфальт – он такой же ущербный, как здание ДК «Приокский» с обваливающимся фасадом. Зато в парке сделали сцену, напоминающую то ли ракушку, то ли вигвам, и удобные сидячие места для публики. Если верить тендерам, что-то похожее ожидает вскоре Парк Морской славы и ЦПКиО. И на том спасибо.    

Пусть люди делают, а не чиновники

Вполне ожидаемо, что самые удачные мероприятия праздника – те, где власти доверились местным культуртрегерам, а сами хотя бы не мешали. Например, «Подбелка» – целиком инициатива портала RZN.info. И делали ее конкретные люди – Антон Михайлов, Дмитрий Гавердовский, Антон Свиркин, ряд их помощников. Год за годом все у них получается и в целом получается неплохо. 

Самый лучший, по-моему, проект из числа приуроченных к Дню города – «Летние дни джаза» Геннадия Филина, второй год подряд вызвавшие у рязанцев огромный интерес. Подозреваю, что, «набрав обороты», Геннадий будет теперь пытаться радовать рязанцев подобными фестивалями дважды в год.  
 
По итогам увиденного/услышанного осталось впечатление, что все живое и реально интересное делается в городе конкретными людьми, увлеченными своими проектами, надо лишь не мешать. А если местные «властюки» сами за что-то берутся – получается дешевый аттракцион для подростков или деревенские посиделки на завалинке для пары десятков окрестных старушек и скучающих домохозяек. Такие дела. 

Фото автора
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН