Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 8 сентября 2011 г.
Протест – не мода
Почему не стоит превращать политическую акцию в шоу


Фото Святослава БОРИСОВА

После активных выступлений оппозиции в Рязани приходится часто слышать, что протест в нашем городе становится модным. В последнее время традиционных коммунистических бабушек на акциях действительно сменила молодежь, причем не «маргинальная» – как любят писать пропагандисты «партии власти». На акциях несогласных по 31-м числам и на митингах против «Единой России» сегодня можно встретить людей, которые выходные проводят в клубах, а будни – на престижных университетских факультетах и рабочих местах. Пока их не так много, как хотелось бы, но где встали первые – там вскоре поднимутся и остальные.

Те рязанцы, которые сочувствуют нашим идеям, пытаются помочь советом: в интернете часто рекомендуют добавить оппозиционным акциям «зрелищности», «элементов шоу». Дошло даже до того, что всерьез обсуждается возможность проведения акций в стиле украинских Femen – когда девушки ради привлечения внимания к своему протесту публично обнажаются. Конечно, мы понимаем, что эпатажные выступления на улицах Рязани могут привлечь гораздо больше публики, чем традиционный митинг со «слабо продуманной визуальной частью». Однако какова будет цена подобным шоу-акциям?

По моему мнению, минусы от создания броской «картинки» акции значительно перевешивают ее потенциальный плюс – дополнительных участников.

Во-первых, сам повод для протеста отодвигается на задний план. Становится уже не так важно, ради чего люди выходят на улицу, главное – насколько зрелищно они смогут это сделать. Акция ради самой акции, а не ради решения проблем.

Во-вторых, любая мода рано или поздно пройдет. С ней уйдут и те, кто протестовал, просто чтобы быть модным. Я считаю, что люди должны учиться отстаивать свои права и высказывать свою позицию по каждому волнующему их поводу – независимо от того, насколько это прикольно и трендово.

Ведь рязанцы начали выходить на улицу не из-за того, что прочитали о митингах в модных блогах и глянцевых журналах. Они хотят быть услышанными.

Когда губернатор называет «диалогом с общественностью» встречи с «Единой Россией», когда СМИ перестали быть проводником между гражданами и властью, когда на выборах мы уже никого не выбираем, а парламентские оппозиционеры ведут себя как амебы, единственный выход для людей, не желающих молчать и терпеть, – это улицы. Протест – не попытка следовать за модой, а потребность.
Сергей ЕЖОВ