Что общего между Андреем Макаровым, бокалом виски и молодым «паровозом»
Дня почти не проходит без того, чтобы Рязань не оскандалилась на всю страну. На прошедшей неделе тысячи жителей со всех регионов подписывали в интернете обращение к президенту России об отмене приказа Минкультуры, который, наверняка, был инициирован командой Олега Ковалева.
Этот приказ разрешает возводить новые капитальные строения с предельной высотой до 14 метров рядом с кремлевским валом, на острове на реке Трубеж и участке, который примыкает к памятнику Есенину. Везде разрешено строить и подземные парковки. Историки уверены, что реализация этого приказа сможет навсегда уничтожить археологические сокровища, которые скрываются под землей в этих местах. Велика вероятность того, что именно там остались в первозданном виде не только предметы быта, но и целые улицы древнего города. Подписывающие данное обращение требуют сохранить наследие наших предков, изучение которого может дать ответы на многие исторические вопросы.
Кто-то скажет – ну и что тут такого? Подумаешь, история. Надо смотреть вперед, а не назад. Что нам в этих старых улицах города, которые могут быть безвозвратно утеряны в результате строительства? Мы и так знаем больше, чем наши предки – чему они могут нас научить?
С одной стороны, это так. Но с другой стороны, в потоке новых бессистемных знаний некоторые из нас утратили способность применять на практике, казалось бы, очевидные вещи. Не так страшно, если в итоге пострадает сам человек. Хуже, если он находится на вершине некой пирамиды власти, и эта его «забывчивость» отражается на жизни миллиона человек.
Взять, к примеру, простейший принцип термодинамики, известный не то что жителям древней Рязани, но и пещерному человеку. В период, когда огонь уже научились сохранять (от загоревшихся в грозу деревьев) или добывать (трением палочки о дощечку), а кастрюли еще не появились, наши предки научились-таки варить коренья и мясо. Для этого они делали емкость из шкур животных, сшивая их жилами. Естественно, на огонь такую кухонную утварь не поставить, поэтому первые повара раскаляли на огне камни и бросали их в емкость с водой. Камень охлаждался, а вода нагревалась. Это они усвоили прекрасно.
В наши дни даже малолетний мажор, пропускающий уроки физики ради посиделок в баре, и то знает, что, кинув в стакан с виски горсть льда, можно добиться охлаждения напитка.
Недалеко ушли в этом и политтехнологи, отлично знающие, что повысить рейтинг слабого кандидата можно, увязав его с сильным. Шестого сентября Владимир Путин публично встретился с будущими депутатами Госдумы от партии «Единая Россия», таким образом вполне закономерно передав партии часть своего рейтинга. Точную цифру донорства мы узнаем после 18 сентября, но если по последним опросам «Левада-центра» рейтинг ЕР равнялся 39%, а рейтинг президента, известный каждому прохожему, превышает 80%, то не трудно понять, что какое-то вытягивание рейтинга партии по итогам этой встречи должно произойти. Вопрос только в том, насколько этот процесс сможет оказать влияние на волеизъявление избирателя с учетом малого срока до дня голосования.
Пещерные предки знали также, что, отдавая тепло бульону, камни охлаждались, и их надо было извлекать и греть вновь. Забыл об этом только Олег Ковалев, посвятивший последний месяц своего рабочего времени бесконечным поездкам по районам области на пару с кандидатом в депутаты Госдумы (действующим депутатом от Москвы) Андреем Макаровым. Рейтинг Макарова, впервые в своей жизни появившегося в Рязани только в мае текущего года, изначально высоким быть не мог. Но это и не было особенно страшно для него, так как он избирается не по одномандатному округу, где избиратель смотрит на личность кандидата, а по партийному списку партии. И высокий результат партии обеспечивает получение вожделенных мандатов для кандидатов, включенных в этот список. Таким образом, изначальный рейтинг в 39%, да еще усиленный фигурой национального лидера, давал ощутимую надежду на прохождение в новый состав думы. Понятно, что уже не на должность председателя комитета по бюджету. Кадровый эксперимент с избранием на эту должность бывшего адвоката, не имеющего экономического образования, привел к тому, что бюджетом недовольны все – и депутаты, и правительство, и элита, и население. Но рядовым депутатом он все же мог стать.
Не зря же президент отложил важнейшие государственные дела и встречался с теми кандидатами от партии власти, которые через десять дней практически гарантированно становятся действующими депутатами. Что-что, а получать реальную социологию федеральная власть научилась хорошо. И те, кто присутствовал на этой встрече, и те, кто наблюдал за ней по телевизору, обратили внимание на то, что среди участников Андрея Макарова не было. Это может говорить о том, что руководство партии и государства не видит реальных шансов за оставшиеся десять дней переломить ситуацию и помочь Макарову стать депутатом. По мнению экспертов, потеря перспективы переизбрания кроется в упоминаемых уже нами его совместных поездках по районам области с Олегом Ковалевым. Считается, что рейтинг пока еще действующего губернатора не превышает 27% в зависимости от района. В некоторых он настолько мал, что находится на уровне статистической погрешности. Например – Касимов и Касимовский район. Про второй по величине город в области и говорить нечего – про отношения его главы к губернатору известно давно. Как и про феноменальные возможности этого главы по формированию нужного ему результата на любых выборах. А лояльный еще недавно район стал открыто враждебным после опрометчивого конфликта Олега Ковалева с главой района Валерием Луниным.
Таким образом, изначальный рейтинг партии, наложенный на низкий рейтинг губернатора, постоянно оттеняющего кандидата во всех поездках, снизил градус поддержки Андрея Макарова по аналогии с горстью льда на «дриньк» виски – снижается как температурный градус, так и алкогольный итогового напитка.
Был бы окружен губернатор людьми, которые имели успешный опыт собственных избирательных кампаний, они могли бы предложить вариант сосредоточиться ему на текущей хозяйственной работе. А кандидата мог сопровождать в агитационных поездках глава соответствующего района (или поселения – в зависимости от того, кто имеет больший рейтинг на той территории). Но не нашлось таких людей. Ни Сергей Филимонов, ни Антон Астафьев не смогли ни разу в современных условиях сами избраться по мажоритарному округу, следовательно, не могли помочь в этом и другим. Была надежда на то, что угроза получения низкого результата партии заставит Олега Ковалева отказаться от традиционного игнорирования мнения рязанцев, обладающих необходимыми знаниями и опытом, которые могли бы дать ему дельные советы. Но надежда умерла последней. Вновь губернаторское окружение не допустило к нему ни одного специалиста, опасаясь самим выглядеть проигрышно на их фоне.
Участие в агитационных поездках низкорейтингового губернатора оказало кандидату услугу, соизмеримую с пудовой гирей, привязанной к ноге пловца. Но это не единственная ошибка данной кампании. Было изначально провальным формирование партийного списка по нашему округу таким образом, что первые восемь мест (из которых максимум четыре проходных) занимают не рязанцы, а первый наш земляк – ректор сельхозакадемии Николай Бышов стоит на 9-м месте. Стоило бы включить в список в качестве «паровоза» перспективного хозяйственника, способного делами доказать свою способность реализовывать наказы избирателей. В Рязани достаточно опытных управленцев, большинство из которых, правда, усилиями губернаторской команды не подпускаются к управлению регионом. Если смотреть из небольшого списка «допущенных», то это мог быть тот же Олег Булеков. Ему было что предъявить избирателям в качестве подтверждения своей результативности. Начиная с невиданного ранее масштаба ремонтируемых дорог и заканчивая новым управленческим подходом, при котором проштрафившийся чиновник незамедлительно лишается своего теплого места. После получения нужного результата, «паровоз» мог скромно отказаться от думского мандата, который перешел бы к тому, кому он и планировался изначально региональными кукловодами.
Но это – сценарий успешной кампании, которая не была реализована исключительно благодаря бездарности исполнителей, окружающих губернатора.
Что будет дальше? Через десять дней партия власти получит в нашем регионе очевидный результат, Андрей Макаров вернется к адвокатской практике, рязанцев в думе будут представлять депутаты от другой партии. Хотите спросить, что же станет тогда с Ковалевым? А что становится с кубиками льда в стакане с напитком, после понижения его температуры? Они перестают существовать…
Отдел политики