Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 8 сентября 2016 г.
Спецэффектная сказка
Как Рязанский театр кукол превысил лимит Евгения Шварца


Фото Андрея ПАВЛУШИНА

Помните, как в киносказке «Золушка» чародей во время королевского бала переносит всех в волшебную страну? Один находит в ней прекрасные магазины, другой – парикмахерские, а третий – чудные кабачки с бездонными винными погребами. «Волшебная страна велика, – пишет придумавший ее великий сказочник Евгений Шварц. – Но… человек может попасть сюда всего на девять минут, девять секунд и ни на один миг больше». Задержаться в волшебной стране на целый час подольше предлагает Рязанский театр кукол. Именно столько длится новый спектакль «Золушка».

С летних каникул театр кукол вернулся первым. И сразу с подарком к новому учебному году: премьера «Золушки» состоялась 1 сентября. Хотя работа над спектаклем началась еще в прошлом сезоне. Но задуманный уровень постановки оказался настолько высок, что потребовал куда более значительных времени и сил. Режиссер спектакля Валерий Шадский сохраняет хрестоматийный текст Евгения Шварца. Но заключает его в ультрасовременную форму: классический театр кукол с компьютерной анимацией и мультимедийными спецэффектами.

Несмотря на такие серьезные термины, конкурировать с 3D-кинозалами театр, конечно, не собирается. Хотя техническое оснащение театра кукол, прошедшего не так давно полную реконструкцию, думаю, это вполне позволяет. Задача постановки видится в другом: не погружать маленького зрителя в нарисованную виртуальную реальность, а с ее помощью создать на сцене настоящую магию. Справедливости ради вспомним, что традиционный театр кукол во все времена справлялся с волшебством своими силами. Что, однако, никогда не запрещало эксперименты. Старая добрая сказка сохраняет свой дух и остается такой же старой и доброй, но с новыми возможностями.

Мультимедийная сторона спектакля настолько впечатляющая, что, право, заслуживает отдельной строки. Даже трудно представить, какая кропотливая, выверенная до сантиметра работа стоит за фантастическими чудесами, тающими на сцене бестелесной иллюзией. Впрочем, даже сама Фея-крестная Золушки относится к своему занятию не иначе как к труду: «Сейчас, сейчас буду делать чудеса! Обожаю эту работу!» В нашей «Золушке» Феями работали: Георгий Горазеев (художник по свету), Дмитрий Гусев (мультимедиа), Дмитрий Пристай (мультипликация). Их усилиями на сцене вырастают сказочные замки. По мановению волшебной палочки оживают нарисованные персонажи. Принц и Золушка кружатся в танце в бездонном космосе. Хрустальными нотками в воздухе рассыпается музыка (композитор Альбина Шестакова). И, разумеется, тыква превращается в карету, а сирота-замарашка в прекрасную незнакомку. Причем куклы и их анимационные двойники «работают» настолько слаженно, что лишь внимательный глаз углядит, когда именно произошла подмена.

В таких условиях на сам актерский ансамбль возлагается двойная ноша. Артисты работают и в живом плане, и за ширмой. Перед началом спектакля развлекают юных зрителей в фойе, обучая их полонезу. А поскольку действие сказки охватывает и прошлое, и настоящее (Король и Королева вспоминают прекрасное далёко, когда они были еще Принцем и Золушкой), то за одного и того же персонажа отвечают сразу несколько исполнителей. Поэтому в спектакле, объединившем как опытных мастеров, так и только что пришедших в театр, занята львиная доля труппы: з.а. России Ольга Ковалева, Зоя Бгашева, Татьяна Дубовикова, Оксана Парунова, Юрий Матвейцев, Сергей Маврин, Валерий Рыжков, Егор Чудинов, Василий Уточкин, Светлана Гусева, Анна Лисина, Антонина Ефремова, Андрей Стручков, Александр Григорьев.

Характеры, которые выводят на сцене артисты, яркие и выпуклые: Золушка – любящая и неунывающая, Мачеха – скандальная, сестрицы – вредные. Впечатление усиливается самими куклами: художник спектакля лауреат премии «Золотая Маска» Захар Давыдов вопреки глянцевым диснеевским образам создает носатеньких, лупоглазых, но удивительно обаятельных персонажей.

Такой же обаятельной выглядит и сама сказка, которая возвращает нас в чудесное, но безвозвратно утраченное детство. Возвращает веру в справедливость и в то, что судьба человека не зависит от его социального статуса. Как писал сам Евгений Шварц: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».
Вера НОВИКОВА