Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 8 сентября 2016 г.
Маяковский ни при чем
Лидер группы «Немного нервно» – о названии, снах и превращениях на сцене



Редкость, когда песни группы, хоть сколько-то ориентированной на качество текста, можно слушать фоном, не особенно вникая в слова. Лично мне сразу вспоминаются тут в качестве примеров Зоя Ященко с «Белой гвардией» и Олег Медведев, чья звуковая магия настолько сильна, что в их насыщенные тексты не обязательно вслушиваться – можно получать удовольствие от одного лишь завораживающего тембра голоса.

Мой сегодняшний собеседник, лидер запорожской группы «Немного нервно» Катерина ГОПЕНКО, обладает сходной магией. Ее вполне себе мелодичные и не без претензий на содержание песни тоже можно воспринимать, не особенно вслушиваясь в смысл пропеваемых слов, – достаточно голоса. Недаром легендарный Сева Новгородцев на полном серьезе взялся сравнивать ее творчество с чистым ручейком. Действительно похоже на журчащий ручей. Поэтому можно слушать и слушать, не обращая внимания на все остальное.

Совсем скоро, уже во вторник, 13 сентября, Катерина Гопенко и «Немного нервно» снова выступят в Рязани – на этот раз в кафе «Фонтан». Они собираются представить рязанским поклонникам новый альбом, который называется «Сны о Земле. Глава III». Накануне этого события мы с Катей и пообщались.

Кстати, если верить сказанному, Маяковский к названию группы никакого отношения не имеет – все куда занимательней. Хотя и без скрипки в группе «Немного нервно» тоже не обошлось.

– Группа названа «Немного нервно», а песни, в основном, спокойные и даже медитативные, незаметно в них особого «нервяка». Откуда такое название взялось и почему?

– Многие вещи в моей жизни невозможно логически обосновать. Они просто так происходят. Например, однажды я просыпаюсь, а голос в моей голове говорит: «Центр управления медведями». Ладно, думаю я, медведями так медведями. А другой раз просыпаюсь и знаю, что должна основать дрим-формковую группу и назвать ее «Немного Нервно». Ладно, думаю я. Так все и делаю. Выпускаю семь альбомов и останавливаюсь: «А может, название было «Немного Негров»? Нет. Показалось.

– А как ты сама объясняешь свою растущую с каждым годом популярность? Ведь, если посмотреть на развитие событий с точки зрения человека непричастного, голос у тебя не самый сильный, артистизма какого-то феерического тоже не наблюдается. В текстах многих песен даже рифмы отсутствуют, временами это просто речитатив «на заданную тему». Но при этом в группе «ВКонтакте» народу, как у Арефьевой или «Белой гвардии», да и концертные туры вполне серьезные уже проходят, по многим городам. Вот объясни, в чем тут дело с точки зрения самой Катерины Гопенко. И заодно, может, расскажешь, что такое дрим-фолк?

– В свое время Константин Сергеевич Станиславский сформулировал понятие сверхзадачи артиста на сцене. Зачем ты это делаешь? Что ты хочешь сказать? Есть ли тебе вообще, что сказать на этой сцене?

У нас сверхзадача есть. Мы проговариваем ее каждый концерт. Любите людей. Цените свою молодость и жизнь. Берегите то, что у вас есть здесь и сейчас. Мечтайте. Грустите. Любите. Будьте собой. Будьте настоящими. Живите. Я абсолютно уверена, что наша аудитория любит не только и не столько нас, сколько этот посыл, который идет со сцены. Покупая билет на концерт, люди не просто слушают музыку – они говорят «да» всем этим тезисам.

А дрим-фолк – это некий жанр, более синтетический, чем богомданный. Это совмещение инструментов, свойственных для «world-music» с общей идеей волшебства, эскапизма и отсылками к соответствующим литературным темам в текстах.

– У группы «Немного нервно» выходит примерно по альбому в год. Такой скорострельностью не все коллективы могут похвастать. А как часто песни пишутся, все ли написанное удается зафиксировать? Когда и каким образом они к тебе приходят, как лично у тебя творческий процесс обстоит? Тоже во сне все рождается? В свете этого то, что выходит уже третья часть альбома «Сны о Земле», как-то совсем иначе понимается…

– Часто ли пишется – не знаю, здесь норма у каждого своя. Я пишу пару песен в месяц. Когда больше, когда меньше. Кое-что пишу и складываю в стол. Кое-что издаю в альбомах. Кое-что записываю на диктофон и забываю об этом на долгие годы. Приходят песни всегда внезапно и почти всегда – целиком: с текстом, музыкой, даже пониманием, как это должно звучать на сцене. Я никогда не бьюсь над песнями, не сижу с карандашиком над строчкой. Иногда мне кажется, что я получаю заархивированный файл и мне нужно просто его разархивировать, открыть рот и спеть.

Откуда берутся темы – понятия не имею. Иногда это что-то о людях, которые меня окружают. Иногда о чем-то таком, о чем я даже не думала и мультфильмов не смотрела. Кое-что приходит во сне. И песни из снов я всегда помню.

– Завидую твоей памяти. Мне как-то приснился отличный рассказ, и я четко понимал, что это на пределе, вернее, даже за пределом моих способностей написано, что я отличный писатель на самом-то деле. Проснулся – и все ушло, ни строчки не осталось, только память о том, что была тетрадь, испещренная строчками, написанными моим почерком. Так что пришлось остаться журналистом, не судьба, видимо, сменить профессию. А тебя в другие стороны тянет? Вот недавно появился клип на песню «Истинное волшебство», сделанный, видимо, поклонниками группы из нарезки кадров мультика «Тайна сухаревой башни». Если б сама писала сценарий на клип для этого своего хита, что бы там было? Вообще случается, что возникает желание попробовать себя в новых амплуа – не только автора песен и человека у микрофона, а режиссера, монтажера или, допустим, радиоведущего? Есть какие-то посторонние интересы, желания, которые пока не реализованы?

– Это не поклонниками было сделано, а создателями мультфильма. Наша песня была одобрена ими как альтернативный саундтрек к картине, мы получили все возможные благословения от режиссера и авторов. Они и по сценарию со мной советовались, хотя часть видео с нами и снимали студенты ВГИКА, привлеченные к созданию этого мультфильма. Но получилось, по-моему, очень трогательно, мило. И как-то «ретро» что ли. Будто я снялась в видеоклипе времен своего детства.

Амплуа у меня, как я ни стараюсь, больше одного. Мне приходится много писать, много разговаривать со сцены, после концерта в Лондоне меня вообще спросили, не хочу ли я в следующий раз приехать в жанре камеди-стендапа. Но я пока не хочу, мне достаточно песни петь и веселые истории рассказывать.

– Недавно записала с группой кавер на песню «Когда пройдет боль» БГ. А еще чужие песни хочется записывать? И часто ли возникает ощущение, когда слушаешь какую-то чужую песню, что вот прямо обидно, что не сама ее написала?

– Такого ощущения не возникает вообще. Только восторг, что такой человек жил и песню написал. И благодарность, что я ее услышала. Чужих песен записывать не хочется, если честно. Свои бы записать успеть. А вот слушаю музыки разной много и с удовольствием.

– Поделись открытиями последнего времени.

– Это сложно. Со мной каждый день происходят чудеса и откровения, но какие-то очень субъективные. Например, я поняла, почему в Британии женщины не красятся и не наряжаются на каждый выход из дома. В этом обществе нет запроса на физически совершенную женщину: там оценивают не длину твоих ног и размер груди, а твои моральные качества. Тоже не без подводных камней, конечно, – остроумному мизантропу там далеко не уплыть, в цене дружелюбие. 

«Неполная и окончательная история музыки» Стивена Фрая стала открытием в литературе. «Космос: пространство и время» – в кино. Суфьян Стивенс – в музыке.

– Иногда записываешь песни дуэтом – с Владимиром Крестовским, Василием Уриевским. Зачем это понадобилось? Каких таких новых красок добавляет в твои песни мужской вокал?

– Честным ответом будет: «Потому что нам никто не может запретить». Особенно – записывать песни с нашими хорошими знакомыми и друзьями. Да и почти всегда мужские голоса очень органично в моих песнях звучат. Песни-то процентов на пятьдесят от мужского лица и написаны.

– Что, кстати, звучит немного странно из уст красивой девушки. А вот эта медитативность большинства, как мне кажется, песен, она насколько сильно на твой характер завязана? Ты вообще «по жизни» что-нибудь делаешь быстро и резко?

– Нет, я «по жизни» медленная и спокойная. И песни у меня такие же. Неоднократно слышала мнение, что мое присутствие успокаивает людей – видимо, медлительность заразна. Нет, коня на скаку останавливать не пробовала. Но вот бездомные собаки меня очень любят. А быстрые и резкие люди – нет. Я для них слишком медленная и скучная. И как музыкант, и как человек. Ну, так я и не Юрий Лоза, чтобы всем нравиться.

– Вообще складывается впечатление, что ты больше интроверт, чем экстраверт. Интересно, это мешает или помогает, когда оказываешься на сцене?

– Недавно один друг посетил мой концерт в Шотландии. Интересно то, что до этого он никогда не видел меня на сцене – только моющей посуду, пьющей в пабе или гоняющей кошек по подворотням Глазго. Он сказал: «Такое ощущение, что на сцене в тебя вселяется другое существо. Это совершенно не ты. Ты никогда так не разговариваешь, не двигаешься и не смеешься». И я боюсь, что он прав. В смысле – погодите вызывать экзорциста. Дело в том, что я это тоже замечала – из абсолютного интроверта в жизни на сцене я «перекидываюсь» если не в экстраверта, то в человека почти нормального и социально приспособленного. Как Бэтмен, только наоборот.

– Расскажи, пожалуйста, уважаемый Бэтмен, про альбом «Сны о Земле, глава III», который вы с группой собираетесь представить на рязанском концерте 13 сентября.

– Это третья часть одноименной тетралогии. Основное настроение – благоденствие. Время – полдень. Возраст – зрелость. Пора – сбор урожая. В этом альбоме нам хотелось передать ощущение полноты жизни, насыщенности красок и переживаний. Не обошлось без приглашенных музыкантов. Виолончель, арфа, дзураз, гусли, наш собственный безумный смех, расческа и деревянные палочки, дятел, пакет из-под зефира – все это дополняет обычное звучание «Немного Нервно». Хочется публично поблагодарить (и извиниться за пакет из-под зефира) великолепного звукорежиссера Антона Круглова, которому пришлось иметь дело со всем этим безумием.

– Может, у тебя есть желание про что-нибудь еще специально сказать-рассказать?

– Самое важное: умейте любить, прощать и жить «здесь и сейчас». Нет никакого вчера и завтра, поступайте правильно сегодня. Мир вам!
Анатолий ОБЫДЁНКИН