Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№33 от 8 сентября 2022 г.
Пылающий замкнутый круг
Как ветер вмешался в планы борцов с рязанскими лесными пожарами

О лесных пожарах в Рязанской области заговорили 15 августа, хотя начались они гораздо раньше. Например, на веб-сайте Окского заповедника в разделе «Новости» про возгорание после удара молнии сообщалось еще 2 августа. Но тогда оно было оперативно ликвидировано местными силами. Следующая новость была про пожар в Кудомском лесничестве, начавшийся 7 августа. Ну, а когда уже 17 августа северо-восточный ветер погнал огонь на Деулино, а гарь донес до Рязани, о бедствии узнали все.

Зловещая геометрия

Можно внимательно пересмотреть новости и понять, какие села и деревни находились под угрозой, а потом найти эти названия на карте. Можно сделать еще проще: поднять из архива карты, составленные на основе спутникового слежения за пожарами. И там и там выяснится, что из-за того, что направление ветра часто менялось, очаги возгорания описали по самой глухой части Мещеры почти полный круг.

17 августа эвакуировали лесничество из Нового Кудома.

19 августа горело у реки Кадь.

20-22 августа с огнем сражались уже возле Деулина.

Того же 22 августа отселили Ольгино и не пустили огонь к Лесохиму.

23 августа под угрозой были Ювино и Голованово.

27 августа тушили леса между Головановым и Гришиным.

30 августа вывезли людей из Култуков.

2 сентября собирали добровольцев для защиты Лубяник и Брыкина Бора.


Как крутился огонь

Прижать пламя к реке

Все это – центр рязанской Мещеры. В эти места мало дорог, а мосты на речках рассчитаны явно не на такие тяжелые машины, как заправленные автоцистерны. Именно поэтому неважно, сколько людей работало одновременно на тушении – 260 (как вначале) или 9500 (как в пиковый момент). Они самоотверженно встречали пожар. Они вырубками, отжигом, поливом и вспахиванием создавали защитную полосу, непреодолимую для огня, и останавливали его.

А пожарная авиация выполняла роль так не хватающих дождей и поливала очаги с воздуха. Тысячи вылетов, сотни тысяч тонн воды.


Рядом с Деулино, 16 августа. Отсюда началась масштабная борьба с огнем. Фото: vk.com/erarzn 

Иногда огонь прижимали к реке, как рассказал житель Деулина Дмитрий Масленников телеканалу «Мир 24»:

– Мы не дали ему возможности двигаться. Зажали в излучине реки и дали ему ночку спокойно догореть.

Но если пламя было не «прижато», ветер поворачивал его и гнал в сторону, где еще не была подготовлена защитная полоса. А быстро перебросить туда силы было трудно.

Спасительные просеки

Глава Рослесхоза РФ Иван Советников в разгар стихийного бедствия заявил, что местные власти сознательно скрывали масштаб случившегося.

Но многое ли могло сделать привлечение крупных сил с самого начала?

Посмотрите на советские топографические карты 1980-х годов, которые сейчас продаются в виде «Атласа Рязанской области». Легко убедиться, что между Головановым и Култуками налажена стройная сетка просек, которые ежегодно чистились и освобождались как от случайно упавших стволов, так и от подлеска.


Советская топографическая карта с просеками

К югу от Голованова до самого Кудома на картах видно не только просеки, но и каналы. Вся эта система была выстроена после пожаров 1972 года, и теперь понятно, почему в последующие засушливые летние месяцы возгорания останавливали в пределах так называемых «лесных кварталов». Пусть мелиоративные каналы часто наносили вред, обезвоживая торфяники, но технике в случае чего было и куда подъехать, и где набрать воды. Не было самолетов-амфибий, зато была организация охраны леса.

Думаете, сегодня просек в лесах не существует?

Почему же, около Ласкова и Передельцев они прекрасно прослеживаются на спутниковых снимках. Но это скорее исключение.


Район Передельцев. Здесь есть просеки

Прогнозы гидромета и чутье зубров

Надо сказать, что Росгидромет, публикуя прогнозы на сайте meteoinfo.ru, практически ни разу не ошибся с предсказанием направления ветра в ближайшие два-три дня. Поэтому, когда из шести очагов пожара перед 1 сентября в рязанской Мещере остался один и пожарных из других регионов начали выводить, сокращая группировку, уже можно было предсказать очередной поворот огня.

Ветер поменялся на западный (и огонь пошел, снова разгораясь, от Голованова к Култукам), а потом на северо-западный (переводя пожар в сторону нетронутого Окского заповедника, Лубяник и Брыкина Бора).

И все началось сначала.


У деревни Лубяники, 2 сентября.Один из последних кадров лесных пожаров-2022. Фото: vk.com/erarzn 

Понятно, что сейчас за Оренбургом или в районе Новосибирска горит сильнее, чем в Рязанской области, и федеральные пожарные нужны там.

Но вот в соседней Нижегородской области, где 20-22 августа ситуация была такой же сложной, как у нас, все-таки удалось с внешней помощью довольно быстро задавить все видные из космоса «термоточки».

5 сентября врио губернатора Павел Малков заявил, что нечто близкое к этому наконец сделано и в Рязанской области. Ближайшие дни должны показать, так ли это.

И еще можно спросить у зубров. В первые дни пожаров животные очень быстро разобрались в направлениях ветра и шлейфах дыма, отправившись на безопасную территорию. Вероятно, и сегодня они что-нибудь знают и чувствуют.  

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Деревня Култуки самолета не дождалась

В ночь на вторник, 6 сентября, в районе деревни Култуки грянул дождь. Как рассказал «Новой» Игорь Кочетков, сообщавший об обстановке в клепиковских лесах предыдущие две недели, дождь шел до самого утра. Он-то и притушил два остававшихся здесь очага, которые никак не могли угомониться. От одного из них после помощи с небес стабильно валил дым (и только), другой не было видно вовсе.

«Новая» отслеживала реальную ситуацию с лесными пожарами, в том числе по сообщениям Игоря Кочеткова, который родом из этих мест. Первый сигнал SOS поступил из Култуков 21 августа: лес по соседству с деревней горел, однако помощи видно не было. Затем начали помогать самолеты: прилетали, сбрасывали воду на очаг и улетали. Через день, иногда два, все повторялось вновь. Сложность в том, что в местные дебри пробраться непросто. И небольшая группа пожарных, приехав на обычных своих машинах, ничего сделать не могла: из глубин чащи поднимался верховой огонь и просто несся по лесу.

Но 27 августа самолеты улетели и больше не вернулись. Взамен приехали спасатели: и тьма пожарных, и коммунальщики из Москвы на тяжелой технике. Делали просеки и запускали встречный огонь. Однако очаги в глубине леса продолжали упорствовать.

Не дождавшись самолетов, на место и прибыл затяжной дождь. А на утро – 6 сентября – рязанские власти заявили о полной локализации лесных пожаров в области.


Окский заповедник в начале сентября. И это последние кадры дымящихся лесов в этом году. Фото: пресс-служба Окского заповедника

P.S. Август 2022 года стал одним из самых засушливых за всю историю метеонаблюдений в Окском заповеднике, сообщила его пресс-служба. Но теперь стихия, похоже, действительно пошла на убыль, и можно подвести «итоги ее работы» в этом году. В Рязанской области выгорело чуть больше 30 тысяч гектаров леса – это 300 квадратных километров. Для сравнения: в 2010-м пострадало в четыре раза больше – около 120 тысяч гектаров. Но есть и более важное сравнение: на этот раз не сгорел ни один дом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Окский заповедник вновь открылся для посетителей

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Илья Крейков