Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№33 от 8 сентября 2022 г.
Гербовые тайны
На выставке, посвященной геральдике Рязанского края, становятся ясными скрытые символы и зашифрованные послания

Среди множества событий, приуроченных к прошедшему в Рязани Форуму древних городов, особый интерес вызвали те проекты, которые предполагали продолжение. 24 августа в концертно-выставочном зале «На Грибоедова» Центра развития культуры открылась выставка заслуженного художника России Михаила Шелковенко «Звучащая в гербе история. Геральдика Рязанского края». На этой площадке она проработала до 9 сентября.

Но выставка не прощается со зрителем. С 16 сентября она будет представлена в областной научной библиотеке имени Горького, где тогда же откроется Восьмая Всероссийская научно-практическая конференция «Символы России: история и современность» и пройдет ХХХVI Международный слет геральдистов.


Михаил Шелковенко

Михаила Шелковенко в художественной среде Рязани знают как прекрасного графика. Выставки его работ всегда встречались неподдельным интересом и вызывали большой ажиотаж. Но в рамках этого события Михаил Константинович предстает зрителю в другой своей ипостаси – как один из самых известных и заслуженных отечественных геральдистов. Выставка «Звучащая в гербе история. Геральдика Рязанского края» уникальна тем, что здесь впервые мощно и масштабно представлено именно это направление его творческой деятельности.

«Не дай Бог я этим буду заниматься!»

Руке Михаила Шелковенко принадлежат гербы, флаги и награды множества субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований. Однако тематика представленной экспозиции ограничена Рязанской областью. И открывается она вполне логично гербом Рязани, воссозданием которого занимался в свое время Михаил Константинович.

Этот процесс был инициирован в преддверии празднования 900-летия областного центра. И как вспоминает сам художник, незадолго до события он увидел книжку про гербы в магазине. Полистал, поставил обратно на полку и подумал: «Не дай Бог я этим буду заниматься!» Но судьба распорядилась иначе.

– Рязанская геральдика начинается с герба города, который использовался еще на печатях первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, – рассказывает Михаил Шелковенко. – Но как-то определенно говорить о гербе Рязани можно лишь со времени правления Екатерины II, которая проводит реформу местного самоуправления. Эта реформа активизировала работу Герольдмейстерской конторы по созданию губернских и городских гербов. И 29 мая 1779 года губернскому городу Рязани был пожалован герб, который восстановили в 1994 году.

Поначалу мы сделали просто щит без всяких внешних украшений: в золотом поле стоит князь и держит в правой руке серебряный меч, а в левой – серебряные ножны. Потом уже добавилась шапка Мономаха, которой еще в XIX веке был удостоен наш город как столица древнего княжества. Позже к юбилею города на гербе появилась золотая церемониальная цепь. Спустя некоторое время стало ясно, что Рязань как современная столица субъекта РФ имеет право на щитодержателей. И после долгих обсуждений были утверждены серебряный конь (конь использовался на самой древней достоверно известной рязанской эмблеме – большой печати Ивана Грозного) и золотой грифон-феникс (символ сгоревшей, но возродившейся Рязани). Наконец, последним был добавлен девиз. Для его выбора среди горожан был объявлен конкурс, где из трехсот предложений победил вариант: «Славная история – достойное будущее».

Возможно, сейчас, когда я сухо перечисляю эти этапы, сам процесс кажется простым и очевидным. На самом деле на все потребовалось семь лет: шли обсуждения, вносились коррективы, находилась новая информация. Было очень важно, чтобы герб отражал историю нашего древнего города. Ведь само слово «герб» происходит от немецкого erbe, что в переводе означает «наследство».

Художники шутят...

Впрочем, вскоре выяснилось, что настоящая работа еще впереди. В 2003 году выходит Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно которому в области оказалось более трехсот муниципальных образований. И каждое из них получило право на свой отличительный знак – герб. Вот здесь и началась титаническая работа, результат которой внушительно выглядит даже в числовом выражении: на сегодняшний день 265 муниципальных образований имеют свою символику, утвержденную и зарегистрированную в Государственном геральдическом регистре РФ.

О том, как складываются гербы и какой смысл они в себе несут, можно проследить на выставке «Звучащая в гербе история». И здесь в первую очередь внимание привлекают символы, в основе которых исторические и легендарные личности, а также героические страницы истории нашей земли. Например, герб Кутуковского сельского поселения, где находится Старая Рязань. В центре два серебряных меча – символ сражения. Но поскольку оно было проиграно, то мечи опрокинуты. Вверху церковная главка («луковицей») с язычками пламени – знак того, что город был сожжен. А по сторонам и внизу еще три луковицы, но уже обыкновенные, в память о том, что в этих местах издревле выращивали лук.

– В гербе может быть и шутка. Даже самую серьезную вещь можно сделать так, что ее будет весело смотреть, – поясняет Шелковенко.

Иногда гербы (их называют гласными) могут быть созвучны названиями. Как признается сам автор, порой этому просто невозможно сопротивляться. Неизменную улыбку вызывает герб Ключанского сельского поселения. В центре щита, естественно, ключ, но ключ с секретом. Его золотое ушко имеет форму греческой буквы «омега» – символа спирта, в память о действовавшем здесь известном спиртзаводе.

Чтение таких гербов порой напоминает ребус, в котором сконцентрировано несколько смысловых пластов. Поэтому разработка герба – это всегда коллективная работа художника и местных жителей. На первом этапе муниципалитеты заполняют анкету, по этим данным художник делает несколько эскизов (иногда их количество исчисляется десятками!). Жители в процессе обсуждения и уточнений выбирают герб, который наиболее полно отражает главные особенности населенного пункта.

Невезучий знак

Герб не должен быть навязан, он должен быть принят всеми – в этом художник видит главную ценность своей работы. В связи с этим во время открытия выставки разговор не мог не коснуться печально известного бренда Рязанской области, который многими был принят «в штыки».


Слева – знак города Рязани, 1994 год. Автор Вадим Конопкин. Справа – новый бренд Рязанской области, разработанный в 2022 году студией Артемия Лебедева

Свой голос Михаил Шелковенко однозначно отдал эмблеме, созданной художником Вадимом Конопкиным:

– Прекрасная графическая работа! Ничего лучше никто до сих пор не придумал. В современном, так называемом бренде Рязанской области – две грубейшие ошибки. Во-первых, используется слово «Рязань», которое юридически принадлежит городу, а не области. Во-вторых, там изображен шлем, который создатели почему-то называют шапкой Мономаха. И этот шлем имеет копьевое завершение, которое характерно для шлемов тюркских народов и не использовалось славянами. Да, придумано весело, забавно. Но это веселость постороннего человека по нашему поводу. Это не наша веселость.

К слову, отдавая дань справедливости эмблеме Вадима Конопкина, надо отметить, что она была утверждена (!) Постановлением мэра Рязани (в то время им являлся Владимир Марков) от 08.08.1994 года вместе с гербом города. Но если герб был зарегистрирован в Государственной герольдии при президенте РФ, то эмблеме «не повезло». Знак, который по сути являлся товарной маркой, надо было регистрировать в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. Но поскольку в свое время администрация города ничего для этого не сделала, то сегодня мы и имеем все эти «брендовые» проблемы.

Подобные моменты лишний раз доказывают, что история не знает сослагательного наклонения. Ее надо знать, изучать и отчетливо слышать «голос» времени.

Фото Андрея Павлушина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Театр топонимического абсурда

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Вера Новикова