Юбилей Есенина в Константинове прошел под знаком полицейского произвола
В субботу, 3 октября, празднование 120-летия со дня рождения Сергея Есенина оказалось омрачено действиями правоохранительных органов. Полиция задержала в Константиново трех рязанских активистов, которые занимаются защитой музея-заповедника от застройки.
Были задержаны:
Валентин ГАВРИЛОВ – житель блокадного Ленинграда, ветеран ВОВ, Заслуженный архитектор РФ, член президиума Международного совета музеев (ИКОМ России), член Союза художников России, 1938 г.р.;
Андрей ПЕТРУЦКИЙ – член президиума рязанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), член Русского ботанического общества, 1954 г.р.;
Игорь КОЧЕТКОВ – руководитель экспертной группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) Рязанской области, член регионального совета «Деловой России», 1976 г.р.
В задержании принимали участие сотрудники Центра противодействия экстремизму УМВД России по Рязанской области (Центр «Э»). То есть задержание контролировалось сотрудниками отдела полиции, специализирующемся не больше не меньше, как на борьбе с экстремизмом. На фотографиях с места событий «антиэкстремисты» опознаются в мужчинах в штатском, которые руководят действиями полицейских в форме. Судя по всему, «эшники» стеснялись своих действий.
«Праздник начался с ареста двоих пожилых мужчин полицейскими из отряда по борьбе с экстремизмом. За этими экстремистами явно следили. Едва они развернули какое-то полотно, как больше десятка натренированных парней налетели на них и мигом бросили лицами на асфальт. Наш фотограф Женя Гусева успела сделать лишь пару кадров захвата, после чего один из полицейских грудью бросился на ее объектив «Девушка, вам это снимать не надо!», – пишет легендарный спецкор федеральной «Комсомольской правды» Николай Александрович ВАРСЕГОВ, лично наблюдавший это безобразие.
Пожилого Гаврилова повалили на землю и изодрали руку в кровь. Кочеткова, по его словам, посадили в полицейский «бобик» лишь за то, что он осуществлял видеосъемку.
Поводом для задержания послужило то, что защитники есенинских мест демонстрировали гостям праздника проект развития охранных зон, который бы исключил застройку заповедных мест коттеджами.
Задержанных доставили в отделение полиции в г.Рыбное. В телефонном разговоре с «Новой» Валентин Гаврилов так рассказал о своем задержании: «Пока тащили в машину, у меня с ног слетела обувь. Засунули в машину головой под сидение. Думал, задохнусь». В отделе сотрудники на просьбу представиться хамили и обращались на «ты».
5 октября состоялось второе судебное заседание (первое пытались провернуть сразу вечером 3 октября, без адвокатов – не вышло). Вот как судьи Рыбновского районного суда Евгений ГУЖОВ и Алексей СОЛОВОВ подошли к рассмотрению дел защитников есенинского края: ходатайства о вызове свидетелей со стороны защиты были отклонены, суд выслушал только полицейских. Между тем, показаниям сотрудников есть основания не доверять. Так, один из них сначала уверенно говорил, что видел, как Игорь Кочетков нарушает порядок, но затем даже не смог его опознать.
Продемонстрированная в суде запись инцидента, которую обещало предоставить УМВД, была смонтирована (разрезана на несколько кусков), а непосредственно момента задержания Валентина Гаврилова на видео не оказалось вовсе!
Несмотря на все это, Кочетков и Гаврилов были признаны виновными в незаконном пикетировании, им назначено по пять тысяч рублей штрафа. Рассмотрение дел по обвинению в неповиновении требованиям сотрудников полиции перенесено на восьмое (Кочетков) и девятое октября (Гаврилов) – по данной статье общественникам грозит до 15 суток административного ареста.
С точки зрения полиции, а теперь и суда, несанкционированная акция заключалась в демонстрировании гостям праздника поэзии в Константиново плана музеефикации села. Автор-разработчик которого – Валентин Александрович Гаврилов – теперь… подсудимый!
Ирония судьбы: к значительным штрафам активисты приговорены благодаря закону об ужесточении наказания за митинги, автором которого является депутат Госдумы от Рязанской области, единоросс Андрей КРАСОВ, тоже одним из первых выступивший в защиту Константинова и окрестностей. В случае же повторной попытки выразить свое возмущение варварской коттеджной застройкой, Кочеткову и Гаврилову будет грозить уже до 5 лет лишения свободы. (Примечательно, что первой жертвой этого закона стал также пенсионер).
Плюс ко всему, Заслуженного архитектора РФ подвергают шельмованию в подведомственных региональным властям СМИ. Но уже не так активно, как хотелось бы: даже состоящие на губернаторском пайке журналисты понимают, кто говорит и пишет правду, а кто – «волки в овечьих шкурах»…
В чем причина такой неадекватно жесткой реакции на проявление активности пожилым человеком? Безотносительно того, прав ли он в споре по музею-заповеднику с чиновниками или не прав. Ларчик открывается просто.
Некоторое время назад Валентин Гаврилов подал в Следственный комитет РФ на имя Александра БАСТРЫКИНА заявление с просьбой возбудить уголовное дело в отношении губернатора Рязанской области Олега КОВАЛЕВА (копия есть в распоряжении «Новой»). В настоящий момент следователи проводят проверку. Если они согласятся с доводами Гаврилова, глава региона может быть привлечен к ответственности по статье «Превышение должностных полномочий».
Ковалев обвиняется в том, что он постановлением от 30 декабря 2013г. на два месяца упразднил границы Государственного музея-заповедника С.А.Есенина, что дало возможность легализовать появившиеся на его территории незаконные строения.
По части 2 статьи 286 УК РФ губернатору Ковалеву грозит лишение свободы на срок до семи лет.
к слову
В Московском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (Москва, Покровский бульвар, 16–18, стр.4) во вторник, 6 октября состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие Валентин Гаврилов, Игорь Кочетков и Андрей Петруцкий.
Организаторы мероприятия заявили, что они были задержаны незаконно, во время простой демонстрации авторских чертежей проекта развития села Константиново как музейной зоны, разработанной к 100-летию Сергея Есенина архитектором Валентином Гавриловым, то есть фактически творческой авторской работы. Речи о каком-либо нарушении общественного порядка и быть не могло. В то же время официальный сайт рязанской полиции сообщил о константиновском инциденте так: «Трое рязанцев устроили несанкционированный пикет на территории музея». И бессовестно приписал уважаемым людям нецензурную брань и проч.
На ставший уже федеральным скандал с побоями и незаконным задержанием губернатор Рязанской области Олег КОВАЛЕВ пока никак не отреагировал. Однако публично заявили о своей позиции его подчиненные. Так, в своем фейсбуке замминистра печати регионального правительства Иван УШАКОВ назвал защитников есенинского края «фриками». На сайте, который находится под контролем пресс-секретаря губернатора Ольги ЧУЛЯЕВОЙ, житель блокадного Ленинграда, член президиума Международного совета музеев, член Союза художников России 77-летний Валентин Гаврилов, а также его товарищи и единомышленники называются «нацпредателеми», «агентами госдепа», «клоунами», «негодяями» и «мерзавцами».
а в это время
«Есенинская Русь» стала памятником федерального значения
120-летие Сергея Есенина оказалось отмечено не только торжествами в Константинове и возмутительным задержанием архитектора В.А.Гаврилова и общественного активиста И.Кочеткова. Опубликован подписанный 17 сентября 2015г. министром культуры РФ приказ №2431 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина» (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г.Рязань) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории».
Таким образом, дискуссия, которая уже много лет не стихает вокруг судьбы музея-заповедника, похоже, выходит на финишную прямую. Утвердив границы территории «Есенинской Руси», Минкультуры совместно с экспертным сообществом должно теперь представить пакет документов, которые определят режимы использования земель и градостроительные регламенты, пропишут четкие «правила игры» на мемориальной территории.
Является ли изданный приказ позитивным шагом в этом направлении? Этот вопрос «Хранители Наследия» задали экспертам Федерального научно-методического совета при Минкультуры России.
Юрий ВЕДЕНИН, заместитель председателя Федерального научно-методического совета по охране культурного наследия при Минкультуры РФ:
– Я неоднократно подчеркивал, что работа над проектом достопримечательного места «Есенинская Русь» – процесс трудоемкий и дискуссионный. И, боюсь, что все критические замечания, которые высказывались на ФНМС, учесть невозможно. Но сделано главное. В границы достместа включен есенинский ландшафт, пейзажные виды, перелески. Это то, что необходимо и еще возможно сохранить, то, что составляет атмосферу этого места. Так как, к моему огромному сожалению, сами деревни – Константиново, Кузьминское и др. – серьезно перестроены и их трудно воспринимать как мемориальные.
Система достместа для такого заповедника, как Константиново – крупнейшего в России, 45 тысяч га – оптимальный вариант. Для того чтобы внести изменения в границы достместа, необходимо постановление правительства, что, конечно, не устраняет, но значительно снижает вероятность злоупотреблений на местах. И уже точно исключает повторение ситуации 2013 года, когда губернатор Олег Ковалев одним своим постановлением просто взял и отменил границы зон охраны музея-заповедника и всех его охранных режимов. Последствия этого – не устранены до сих пор.
Итак, после приказа Минкультуры следующим этапом должна стать разработка режимов использования земель и градостроительных регламентов. Этот том еще не готов. Насколько я в курсе, проектировщики в ближайшие дни отправятся в Рязань для обсуждения своей работы. И я не сомневаюсь, что некоторые пункты чиновников уж точно не устроят.
Надежда ЗАВЬЯЛОВА, член Федерального научно-методического совета по охране культурного наследия при Минкультуры РФ, секция «Ландшафтно-архитектурных комплексов и историко-культурных заповедников»:
– Во-первых, я не понимаю, почему в формулировке приказа Минкультуры фигурируют «границы». Речь идет не о границах, а об одной – внешней границе музея-заповедника. Во-вторых, непонятно, почему режимы и регламенты будут утверждаться отдельно, ведь границы и режимы-регламенты проектируются одновременно, одно невозможно без другого, это все одна работа. Понимаете, идет слом самой методики градостроительного проектирования.
Я очень сомневаюсь, что этот том с режимами и регламентами – самый важный для строителей – вообще когда-то попадет к нам на обсуждение. Практика показывает, что такие ответственные вещи решаются кулуарно или с крайне выборочным привлечением специалистов. Так было с охранными зонами Кремля и Архангельского. О том, что эти вопросы обсуждались и решались, становилось известно постфактум и зачастую случайно.
Я придерживаюсь мнения, что внедрение достместа вместо зон охраны – практика очень опасная. Это крайне поверхностная калька с зарубежного опыта. Плохая проработка законодательства по этой теме развяжет руки чиновникам и коррупционерам. Я очень опасаюсь, что моя позиция найдет подтверждение в случае «Есенинской Руси».
Кроме того, а где госэкспертиза (ГИКЭ) на достопримечательное место? Она фальшивая! Документы, привлекаемые к ГИКЭ, датированы летними месяцами, а экспертиза выполнена раньше. Мы писали об этом Цветнову (директор департамента госохраны культурного наследия Минкультуры РФ, – ред.). Однако тщетно. Могу опубликовать свой отзыв на эту экспертизу. Где регламенты? Вы поговорите со специалистами! Отменять достместо будут бесконечно без всякого правительства.
Рязанское бюро «Новой газеты»