В Рязани прозвучала сверхмощная скрипка с трехвековой историей
«Удивительное слияние со скрипкой» – так пишет о нем пресса. Действительно, кажется, что со своим инструментом он составляет единое целое. Одинаково мыслит, чувствует и дышит в унисон. И, сыграв последнюю ноту, устремляет смычок высоко вверх, к небесам. Словно посылая музыку обратно в те сферы, откуда сошли эти божественные звуки… 31 октября в Рязанской филармонии состоялся очередной концерт в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». В сопровождении Рязанского губернаторского симфонического оркестра выступил всемирно известный скрипач Павел МИЛЮКОВ.
Символично, что в этот же вечер в фойе концертного зала открылась выставка «Легенды на сцене Рязанской филармонии». Экспозиция из ретроспективных фотографий, приуроченная к 80-летнему юбилею филармонию, напомнила зрителям имена звезд мировой и отечественной сцены, которые в разное время дарили свой талант рязанцам. Мстислав Ростропович, Давид и Игорь Ойстрахи, Максим Шостакович, Ян Френкель, Клавдия Шульженко, Валентина Толкунова, София Ротару, Леонид Утесов, Юрий Силантьев – перечень можно продолжать еще долго. Сегодня свои страницы в музыкальную летопись нашего города вписывают звезды XXI века. И концерт, состоявшийся 31 октября, стал яркой иллюстрацией новой истории.
Открылся вечер сюитой «Моя матушка-гусыня» М. Равеля в исполнении Рязанского симфонического оркестра под управлением Сергея Оселкова. Во втором отделении прозвучала «Симфония в трех движениях» И. Стравинского. И в исполнении прославленного гостя рязанцы услышали Концерт для скрипки с оркестром № 1 С. Прокофьева – произведение, которое позволило слушателям оценить не только виртуозный талант Павла Милюкова, но и звучание его уникальной скрипки работы Антонио Страдивари.
– Это потрясающая скрипка! – рассказывает Павел Милюков. – Я играю на ней только месяц, и каждый раз на сцене она открывается для меня по-новому. На ней играл известный скрипач Йозеф Иоахим, благодаря ему многие произведения вошли в золотой репертуар современного скрипача. Сегодня мы будем играть Концерт № 1 для скрипки с оркестром С. Прокофьева. Удивительной красоты музыка! И, кстати, очень хорошо звучит в зале: настолько мощная скрипка. Я знаю, в этом зале обычно используют микрофоны, но мы будем играть без них, здесь микрофоны не нужны. Так что сегодня можно будет услышать такое звучание, как его задумал композитор, а не современные звукорежиссеры.
– Какие концерты намечены у вас на ближайшее время?
– Впереди очень важный город – Москва. Выступление в Концертном зале имени П.И. Чайковского. В программе – музыка Чайковского. Я буду играть Концерт для скрипки с оркестром, Борис Березовский исполнит Концерт для фортепиано с оркестром. Этот концерт я очень жду. Наконец-то эта скрипка прозвучит в Москве.
– Что чувствуете, когда берете ее в руки?
– Скрипка была сделана в 1715 году. Если отбросить высокие материи, то за 303 года этот инструмент принадлежал лучшим из лучших скрипачей. И каждый из них заставлял ее звучать так и вибрировать каждый миллиметр ее дерева, что до сегодняшних дней она дошла в таком состоянии, как заряд бомбы! Кажется, к ней достаточно лишь прикоснуться, и звук вырывается!
– В вашем творческом резюме внушительный список конкурсов и наград. В 2015 году вы стали обладателем бронзовой медали XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. И после этого – затишье. Решили прекратить гонку?
– Вы правильно сказали, гонку. Я понял, что не надо никуда гнаться. Пришло время остановится. Того, что уже достигнуто, вполне достаточно.
– Вы взяли скрипку в руки, когда вам не было еще и пяти лет. И с тех пор музыка стала вашим призванием. Но в одном из интервью вы признались, что в старших классах увлекались математикой. Что общего между этими сферами?
– Все! Видите, сколько цифр у меня в нотах!..
– Если бы столько нот было в учебнике математики…
– На самом деле, трудно сказать, что общего. Если серьезно, конечно, гармония в музыке. Это почти математика.
– Вы родились в Перми, окончили там музыкальную школу и поступили в Академический московский колледж при Московской консерватории. Как дался этот переезд в столицу?
– Это был необходимый шаг. Надо было двигаться дальше, я понимал, что нужно больше информации, нежели я мог получить в своем родном (прекрасном!) городе. И точно так же после Москвы я уехал в Вену. Вена – это город, где проходят концерты мирового значения. Где есть зал мирового значения – Золотой зал Венской филармонии. И есть Венская государственная опера. И улицы, которые помнят Шуберта, Брамса, Моцарта, Бетховена…
– Как сейчас складывается ваш гастрольный график? Сколько стран, концертов в месяц?
– Может быть, пять-шесть стран в месяц. А может, восемь-десять. Я преподаю, учусь, играю, и еще есть очень важный для меня проект, где я делаю все это вместе. Учусь у лучшего педагога в мире Бориса Исааковича Кушнира в Венской консерватории. Преподаю в лучшем вузе в мире – в Московской государственной консерватории – у меня там свой класс. Играю с лучшими дирижерами мира. И горжусь каждым из этих видов своей деятельности.
– Если все-таки решите осесть, где это будет: в России или за рубежом?
– На нашей планете, точно.
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА