Детский педагог Галина Кудинова проникла в тайны скрипичного волшебства
«Кто делает меня счастливой сегодня? – размышляет накануне своего юбилея педагог Детской школы искусств № 4, скрипачка Галина Георгиевна Кудинова. – Конечно, мои ученики. Они – самая большая профессиональная, творческая и человеческая радость. Талантливые дети многие годы наполняют мою жизнь смыслом, позволяют держаться на плаву, дают хорошую подзарядку».
Совсем немного времени остается до столетия Рязанского музыкального колледжа им. Пироговых. Любой юбилей – прежде всего люди, составившие вековую славу училища-колледжа, это его выдающиеся педагоги и выпускники, всю жизнь проработавшие в музыкальных школах Рязани и области на славу родной аlma mater, вырастившие юных музыкантов с малышового возраста и подготовившие их к поступлению в среднее специальное учебное заведение. Не будет преувеличением сказать, что детские музыкальные школы – это та наиважнейшая начальная ступень музыкального образования, которая и позволяет сегодня держаться на плаву не только нашему колледжу. И хрестоматийная фраза «учитель, воспитай ученика» как нельзя лучше относится именно к педагогам детских музыкальных школ, потому что они, иногда без всякой поддержки родителей, должны сотворить настоящее чудо и сделать так, чтобы четырех-пятилетний ребенок, которого отдают учиться игре на скрипке, эту самую скрипку полюбил больше всего на свете. И ведь есть среди преподавателей такие, которым эта задача оказывается под силу.
На уроке Галина Георгиевна редко называет инструмент «скрипкой», чаще слышится от нее ласковое «скрипочка». И ученики повторяют за ней то же самое. Как слышат, так и говорят: «Моя скрипочка». И гладят ее, как любимую игрушку, потому что пока она маленькая и беззащитная – их восьмушечка – самый маленький размер инструмента. Но при том имеет свой собственный домик – футляр, защищающий ее от ветра и дождя, от жары и мороза. Обо всем этом рассказывает Галина Георгиевна тем, кто только начинает постигать исполнительские азы, и учит бережному обращению с самым дорогим предметом, который день ото дня будет помогать малышам открывать для себя мир, чтобы смотреть на него другими глазами и видеть (слышать) при этом что-то, им одним ведомое.
«Скрипка – живое существо, не просто деревянный инструмент, – объясняет ребятам Галина Георгиевна. – Вот я беру ее и… обнимаю, и бережно укладываю на плечо. Она не может не чувствовать отношения к себе. Чему я учу своих ребят? Пытаться поймать и сохранить ощущения, которые возникли у тебя в работе над созданием музыкального образа. Человек не может играть пустоту (если, конечно, пустота не является свехзадачей автора, но это уже подвластно сыграть только мастеру). Ребенок, особенно на первых порах обучения, должен пытаться представить себе то, что он будет играть. Есть такая практика: иногда учитель просит принести на урок рисунки по теме произведения, которое разучивает. И все рисуют разное, хотя музыка у каждого – одна и та же. Но мы по-разному слышим. И видим тоже не одинаково, потому и играть должен каждый то, что он чувствует. Только тогда это будет интересно и исполнителю, и слушателю. И вот такому подходу в работе над музыкальным произведением я стараюсь научить малыша. Потом мы это развиваем дальше и дальше, по мере того, как ребенок взрослеет. Но задача все равно остается прежней – идти к образу через свои ощущения, чувства, свою и только свою эмоцию».
А чуть позднее, если ребята не будут лениться, они смогут привнести в общую мелодию мира свой, совершенно неповторимый исполнительский голос. И такие ученики у Галины Георгиевны есть.
Она – из тех немногих преподавателей, чьи ребята не только регулярно принимают участие конкурсах, но и побеждают, и хотят сделать музыку своей профессией в будущем.
Многие годы именно ее выпускники становились хорошим базисом в классах преподавателей В.А. Семеновна и О.Ю. Воробьевой, а в последнее время у Галины Георгиевны сложился хороший творческий союз с Еленой Анатольевной Коноваловой. Их воспитанница, третьекурсница Марьяна Плюхина в прошлом году успешно отыграла не один музыкальный конкурс, выезжая за пределы Рязани.
Ученики Галины Кудиновой – известные в городе скрипачи, не раз становились лауреатами престижных конкурсов. Многие сегодня работают в музыкальных школах или служат в губернаторском симфоническом оркестре под управлением Сергея Оселкова. Это Ольга Бермилеева, Юлия Попова и Юлия Сморчкова, Юлия Бунина и Алексей Бычков, Елена Бындыч и Татьяна Тимофеева – выпускники Саратовской, Горьковской и Астраханской консерваторий, Воронежского государственного института искусств, Тамбовского музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова.
Сама Галина Георгиевна приехала в Рязань из Воскресенска Московской области. Ей у нас понравилось все – и город показался очень ухоженным и уютным, и училище музыкальное – достойным. Оно располагалось тогда в старинном красивом здании на улице Астраханской (ныне – ДМШ № 1 им. Аглинцевой). Галина поступила в класс Р.Е. Комаровича – легенды музыкальной Рязани прошлых лет. Фронтовик, пришедший с войны с повреждением правой (смычковой) руки, альтист рязанского симфонического оркестра, он по-отечески относился к своим подопечным. И изо всех сил старался, чтобы его студенты сделали музыку смыслом своей жизни и не могли без нее жить, как и он не представлял своей жизни без музыки.
Уже на первом курсе студентка Галина Кудинова пришла в симфонический оркестр и почувствовала себя абсолютно счастливой. И сейчас она не может забыть того приподнятого состояния, в котором находилась на репетициях оркестра, не говоря уже о концертах.
Потом, после окончания РМУ, было возвращение в родной Воскресенск, но молодого педагога тянуло в Рязань, где бурлила интересная музыкальная жизнь, остались друзья и коллеги. Она возвращается и остается здесь навсегда. Начинается интересная работа в пятой музыкальной школе (теперь – имени В.Ф. Бобылева) вместе с выдающимся педагогом Владимиром Бобылевым, с Людмилой Шокшуевой и Светланой Волтуховой, с которой дружна до сих пор. Тогда они стали первыми ласточками, создавшими маленький камерный коллектив, куда входили и виолончелистка Тамара Иванишко, и скрипачка Лариса Якубовская. Была у музыкантов того времени большая духовная исполнительская потребность, хотелось говорить со слушателями совсем на другом языке, вовлекать их в разговор, делать собеседниками, поднимая над повседневностью. И при этом расти самим, уносясь музыкой в какие-то, неведомые обывателю, эмпиреи. Поэтому и создала Галина Георгиевна в ДШИ № 4 свой знаменитый ансамбль скрипачей, хорошо известный в Рязани в 90-е годы прошлого века. А солировала в коллективе – выдающаяся скрипачка, солистка Московской государственной филармонии, выпускница РМК им. Пироговых и Московской консерватории им. П.И. Чайковского Лена Семенова.
С особой благодарностью вспоминает Галина Георгиевна те времена своей преподавательской деятельности, когда по приглашению руководителя Рязанской областной филармонии Николая Владимировича Панина с концертами и мастер-классами приезжали в Рязань профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского М.Л. Яшвили, М.А. Готсдинер, В.М. Иванов, Э.Д. Грач, известный педагог Центральной музыкальной школы при МСГК им. Чайковского профессор Г.С. Турчанонова (первый педагог легендарного Максима Венгерова).
«Мы ходили на концерты, посещали мастер-классы, водили учеников. Нам было это и очень большим подспорьем в работе, и еще большей отдушиной. В камерном зале слушали студентов московской консерватории – высочайший уровень исполнения! Никогда не забыть, как Эдуард Грач привозил студентов с этюдами Паганини!», – вспоминает Галина Георгиевна.
Она прошла с рязанским симфоническим оркестром долгий путь его становления со времен основания Наумом Моисеевичем Фейгиным. Бережно хранится в памяти время работы с Юрием Михайловичем Васильевым, на смену которому пришел талантливый молодой Юрий Соболев, резко поднявший планку оркестра. А сегодня это уже хороший профессиональный коллектив под управлением Сергея Оселкова, концерты которого приносят большую радость не только зрителям, но и самим оркестрантам.
«Нельзя не сказать о роли Николая Владимировича Панина в становлении рязанского симфонического оркестра. По его приглашению в городе появились дирижеры Соболев и Оселков, которым удалось вывести оркестр на столь высокий уровень.
Когда мы только начинали играть в оркестре в наши студенческие годы, то даже мечтать не могли о том, что в Рязани будет такой оркестр, как сегодня. И это тоже настоящее счастье – играть в профессиональном коллективе, – говорит Галина Георгиевна. – Еще в моей музыкантской жизни был камерный оркестр под управлением Германа Павлова, любимый рязанцами «Perpetuum mobile». Какое-то время я играла в камерном коллективе Николая Панина, когда с нами выступал Родион Замуруев. Мы гастролировали в Германии, Испании, по городам России. Это было хорошее, творчески насыщенное время».
А сегодня она приходит в класс, достает из футляра скрипочку и начинает свой проникновенный разговор с учениками, открывая им не только секреты профессионального мастерства, но и душу свою. А иначе, уверена Галина Георгиевна, ничего не получится, потому что музыка не терпит фальши и суеты. Впрочем, как и педагогика, служению которым посвятила свою жизнь прекрасный педагог и артистка оркестра, скрипачка Галина Кудинова.
Фото Светланы ВОЛТУХОВОЙ
Ольга МИЩЕНКОВА