Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№01 от 9 января 2020 г.
«Варяги» на передержке
 Каждый, кто следит за состоянием рязанской экономики, видит, как в области давно растет количество компаний из других регионов

«Варяги» продуктовые

Давно прошли времена, когда самыми крупными сетями продуктовых магазинов в Рязани были фирмы «Макро» (на базе бывшего пищеторга Октябрьского района) и «Лесок» (на базе бывшего коопторга Рязанского района). Появившиеся в 2000-х годах федеральные монстры теперь работают в каждом квартале, а местные предприниматели один за другим закрывают магазины, перемещая капиталы в сферу мелких услуг.

Но еще тогда было ясно, что торговлей продуктами дело не ограничится. Просто это то, что нужно каждому человеку почти каждый день. Поэтому для «варягов», за которыми стоят крупные корпорации, здесь просматривалась надежда перекачать на свои счета огромные деньги из кошельков населения.   
   
В 2019 году управление антимонопольной службы по Рязанской области не распространяло отчетов о доли ведущих ритейлеров на отдельных территориях региона. Но в 2018 году такие данные были. Торговая сеть «Пятерочка» (X5 Retail Group) имела тогда долю свыше 25% в Ермишинском, Кадомском, Милославском, Пронском, Путятинском, Ряжском, Сапожковском, Сараевском, Старожиловском, Чучковском, Шацком районах. Торговая сеть «Дикси» (АО «Дикси Юг») – долю свыше 25% в Пителинском и Путятинском районах. Торговая сеть «Магнит» (АО «Тандер») – долю свыше 25% в городах Касимов, Сасово, Скопин, а также в Александро-Невском, Ермишинском и Кадомском районах. Что это означает? То, что в соответствии с законодательством теперь они не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов, а не то суд признает такие сделки недействительными.

«Варяги» экологические

В 2019 году на рынке ЖКХ произошла «мусорная революция». Почти 1,3 миллиарда рублей оборота было монополизировано, и не по чьей-то злой воле, а на основании федерального закона. На пресс-конференции 11 декабря президент Владимир Путин признался, что в сфере оборота отходов, по его мнению, не хватает лишь «наведения порядка». Правда, с вступлением в силу новой схемы в Рязанской области с 1 ноября 2019 года порядка вначале, наоборот, поубавилось – новый оператор ООО «Эко-Пронск» смог задействовать не все контейнеры и мусоровозы, которые действовали раньше. Но к концу декабря вывоз более-менее наладился – завалы мусора на помойках уже скорее недоразумение, чем правило.     

При появлении малоизвестной компании, работавшей ранее лишь в Пронском районе, аналитики начали изучать ее принадлежность. Оказалось, что среди владельцев «Эко-Пронска» – физическое лицо Андрей Борисович Андреев (51% капитала) и юридическое лицо ООО «Рязанский ПЭК» (49% капитала). В свою очередь, ПЭК на 100% владеет ООО «Эко-Инвест», зарегистрированное в 2006 году гражданами Андреем Николаевым и Павлом Зеленцовым. Первый из них строил как бизнесмен коммунальные объекты в Москве, торговал лесом в Томске и продавал оптовые партии товаров в Ростове-на-Дону. Другие компании Зеленцова и Николаева пробовали взять под свой контроль мусорные потоки в других регионах – например, «Эко-Система» в Пермском крае. Проще говоря, важным и нужным для государства делом в Рязанской области занялись люди, имеющие интересы в других регионах России. 

«Варяги» транспортные

В 2019 году начался передел транспортного рынка в Рязани. Власти, устав от постоянных напоминаний общественных активистов, что надо развивать муниципальный сектор пассажирских перевозок, энергично принялись за дело. Разумеется, пошли они при этом знакомыми и проверенными способами. Увеличение троллейбусного парка было проведено по рецептам 1990-х: тогда мэрия забирала бывшие в употреблении «Икарусы» в Германии, сейчас бывшие в употреблении троллейбусы начали прибывать из Москвы (31 декабря сфотографировали первые пять единиц, готовящиеся к работе).



А число автобусов на муниципальных маршрутах выросло просто за счет того, что власти пригласили перевозчиков из других регионов. Они не скрываются – у них даже номера на автобусах не рязанские. Причем автобусы эти вышли на самые популярные маршруты с большой выручкой – например, 17-й, соединяющий с центром четыре микрорайона, где сосредоточено самое большое количество населения – Дашково-Песочню, Кальное, Канищево и Семчино.   

А кто заключал договора с «варягами»? Новый директор «Управления рязанского троллейбуса», которое теперь командует и автобусами, сам приехал в Рязань из Твери, где занимался частными пассажироперевозками.  

«Варяги» дорожные 

Летом и осенью город Ряжск – третий по значимости железнодорожный узел региона – лихорадило из-за планов строителей новой объездной дороги. Проект предусматривал платный путепровод над рельсовыми путями, но ничего не говорил об альтернативных проездах. Согласись власти с такими планами – и жители города, владеющие автомобилями, а также весь транзитный транспорт вынуждены были бы «платить дань» коммерсантам из компании «Путепроводы регионов». Правда, в декабре губернатор Николай Любимов сказал, что не позволит закрыть существующие переезды, пока не возникнет бесплатная альтернатива. Но переезды все-таки зависят от движения поездов. Практика платного путепровода Карцево – Мирный в Рязани показывает, что многие водители все-таки предпочитают расстаться с рублями, не дожидаясь прохода нескольких «товарняков» подряд.       

А кого представляет ООО «Путепроводы регионов»? 5% компании принадлежит банку «Россия», с 2014 года находящемуся под американскими санкциями как собственность известного миллиардера Юрия Ковальчука. Остальные 95% записаны на ООО «Путепроводы регионов холдинг», его собственники – Игорь Литвак, Георгий Сирота, Николай Казанский и Роман Одегов. Ни одного рязанца среди них нет, это крупный федеральный бизнес, занимавшийся строительством даже в Москве.

Ожидание «варягов» инвестиционных

Но в то время как «варяги» приходят в Рязанскую область, чтобы воспользоваться деньгами из кошельков жителей региона, власти ждут совсем других пришельцев. 

В 2013 году общий размер инвестиций в рязанскую экономику (по данным официальной статистики) составил 60 миллиардов 384,4 миллиона рублей. В 2014 и 2015 годах эти цифры неудержимо пошли вниз, пока в 2016 году не составили всего 37 миллиардов 407,6 миллиона. С учетом падения курса рубля финансовые потоки на развитие стали мельче и уже более чем в два раза. 

Больше всего пострадали до 2016 года производство пищевых продуктов (снижение капиталовложений на 45%), химическое производство (снижение на 59%), транспорт и связь (снижение на 54%). С 2017 года, когда к власти пришла обновленная команда управленцев, пошел медленный рост, но «докризисный» уровень не только не перекрыт, но и не достигнут. 49 миллиардов 858,2 миллиона рублей в 2017 году затем сменились новым небольшим падением – до 47 миллиардов 597,6 миллиона рублей – в 2018 году.

Рязанской экономике нужны деньги для развития. И это должны быть именно вложения крупных игроков, потому что местный бизнес, приходя в банк и видя предложенные проценты по кредитам, в основном теряет интерес к расширению или возвращению позиций.

Появятся ли на рынке капиталов Рязанской области инвестиционные «варяги»? Или продолжится нашествие тех, кто хочет вывезти деньги из региона, а не ввезти?
Андрей ШАМИН