Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№05 от 9 февраля 2017 г.
Узник прогнившей недвижимости
 Уроженец рабочего поселка Сараи Рязанской области Алексей Черкасов оказался условно бездомным, несмотря на наличие жилья.

Казалось бы, мы уже должны привыкнуть и к нелепицам родного законодательства, и к нежеланию чиновников «повернуться лицом к человеку». Но всякий раз продолжаем удивляться ситуациям, в которые попадают наши сограждане. И хорошо понимаем, что следующим может стать каждый. Никто не застрахован от того, чего не должно быть в принципе. Ни по логике, ни по закону.

Крепкий, но аварийный

41-летний Алексей Черкасов, уроженец поселка Сараи, честно заработал квартиру в доме на две семьи еще будучи двадцатилетним молодым человеком. До армии он работал шофером в местном ДРСУ, по возвращении вернулся на прежнее место работы. Крутил баранку всего, что движется: и асфальтоукладчика, и грузовика, и трактора. Тогда руководство дорожной организации поощрило усердного работника небольшой квартирой метражом в 25 кв. м на улице Новой. Двухквартирный дом был уже не новым, но достаточно крепким. Жилье пришлось очень кстати: Алексей женился, на следующий год у супругов родился ребенок. 

Рассказывать особенно нечего, жили как все. ДРСУ, как и многие другие организации советской эпохи, развалилось, потом работал то здесь, то там. С первой супругой не сложилось – разъехались. В какой-то момент я, наслушавшись о необходимости приватизации, решил оформить квартиру в собственность. Обошел все инстанции, прошел все необходимые процедуры, предоставил требуемые документы. Квартира стала моей собственностью. Когда получил на руки документы, был уверен, что все по закону, все «чисто», что теперь могу делать с собственностью все, что захочу. Как я ошибался! – рассказывает Алексей. 

Спустя какое-то время Алексей продал свои «квадраты» за материнский капитал жительнице того же Сараевского района. Документы уже были переоформлены на мать двоих детей, бывший владелец ожидал получения денег за жилье из Пенсионного фонда… Но получил отказ. ПФР отказался предоставить маткапитал на покупку именно этой квартиры, так как совершение сделки не улучшило бы жилищных условий семьи. Ведь дом, в котором расположена квартира, оказался… признан непригодным для проживания. 



Ни перед процессом оформления собственности на квартиру, ни во время, ни даже после получения документов на руки Алексей не подозревал о новом статусе дома. 

– Во второй половине дома проживала переселенка из чернобыльской зоны. Мы не враждовали, всегда нормально здоровались, общались. Но оказалось, что она долгие годы «пробивала», «продавливала» вопрос о признании дома аварийным, чтобы получить новое жилье. Вполне объяснимое и нормальное желание, но почему бы меня не поставить в известность? Дом-то один, хоть и квартиры разные, с отдельными входами. Еще вот что удивительно: на мою половину не заходил ни один специалист, никто даже не осматривал мою квартиру. А весь дом признали непригодным для проживания. Кстати, строение вполне крепкое, построено в конце 70-х. Как такое стало возможным? – удивляется хозяин «нехорошей» квартиры.

Можно себе представить, с каким негодованием читают эти строки жильцы домов, в которых на самом деле половицы разъезжаются под ногами, оконные рамы выпадают от каждого порыва ветра, а с потолка весной и осенью льет дождь. Но жильцы годами не могут добиться признания дома аварийным. 

По кругу и без толку

Черкасов остался без квартиры и без денег. Покупательница, правда, ни на что не претендовала, и право собственности на квартиру снова перешло Алексею. По суду. Который стоил денег, нервов и времени. Собственник растерялся и так и не понял, что делать дальше с таким изумительным имуществом. И продать нельзя, и жить страшновато, ведь самые настоящие профессионалы (а как же иначе?) признали дом аварийным. 

«…в соответствии с актом обследования жилого помещения от 26.12.2014 №67 межведомственной комиссией, назначенной главой администрации муниципального образования – Сараевский муниципальный район от 29.12.2006 №252-р по адресу Рязанская область, р.п. Сараи, ул.Новая, д.31 выявлены (…) заметное частичное разрушение цокольной части фундамента с наружной стороны, частичное обрушение кирпичной кладки стены, имеются прогибы стропильных ног, поражение гнилью и жучком древесины деталей крыши, видны следы протекания кровли, заметно выпучивание полов, и данное помещение заключением межведомственной комиссией (…) признано непригодным для проживания», – значится в ответе Черкасову из прокуратуры Сараевского района, куда он обратился по поводу невозможности продать квартиру за материнский капитал.

Так Черкасов узнал, что дом, по-русски говоря, на ладан дышит, вот-вот рухнет. И что разрешение на приватизацию им было получено уже после признания дома аварийным. 

А что же соседка?

– У нее все нормально, живет в новом доме. Меня же не ставят даже в очередь на жилье. В администрации так и сказали: «Что вы, у нас еще те, кто с 2008 года в очереди стоит, жилье не получили!» К руководству района меня вызывали, после того как и в прокуратуру написал, и Путину… А чего ему писать, как всегда, жалобу вернули в область, область – в район, Виктору Воронкову, – констатирует Алексей.

Читателям «Новой» персона Виктора Воронкова давно известна, и совсем не с лучшей стороны. Вот его вместе с заместителем Андреем Логвенчевым обвиняют в фальсификации результатов выборов в Совет депутатов Сараевского городского поселения, вот под его чутким руководством «уплывают» в неизвестном направлении 5 млн руб., выделенные из областного бюджета на установку АГВ в 18-ти многоэтажках («Новая» от 11.12.12г.). Вот его обвиняют в хищении бюджетных средств, выделенных на проведение гидрозащитных мероприятий («Новая» №10Р от 17.03.2016г.). Но главным его «достижением» является вовсе не привычка распоряжаться бюджетными средствами как своим «лопатником», а тот факт, что на место главы района его посадил «сам» Ковалев. Предшественников – главу Виктора Толмачева и заместителя Виктора Елистратова (по оценкам местных жителей, крепких и профессиональных хозяйственников) – в жесткой форме «попросили с вещами на выход». 

Одним словом, попал местный работяга в нехорошую и банальную ситуацию, в которой до Бога высоко, до царя далеко. А местному «царю» не до проблем бывшего водителя бывшего ДРСУ. И уж тем более, не до раздачи квартир направо и налево. Недаром он еще в октябре 2011 года напомнил, что личные чаяния должны совпадать с государственными: «Каждый житель нашего района должен иметь возможность для реализации всех прав, закрепленных в Конституции. Но вместе с тем граждане должны понимать, что их личные интересы неразделимы с государственными. Жить в обществе и быть отделенным от него невозможно», – процитировало местное издание «Сараевские зори». Впоследствии эти слова широко разошлись по всем ведомственным СМИ.  Оно и понятно: коли отдельные местные представители государства никак не хотят озаботиться проблемами своих граждан, то граждане просто обязаны поддержать такое отношение к себе. Понять и принять: не заслужили, мол, плохо себя вели, не слишком тщательно просили. 

Черкасов продолжает обивать пороги местной администрации и надеется на справедливость. 

P.S. Когда материал был готов к верстке, стало известно: Виктор Воронков в очередной раз пообещал Черкасову разобраться в его непростом деле. «Новая» обязательно будет следить за развитием событий.
 
Нина ЛАВРОВА