Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№05 от 9 февраля 2017 г.
Оркестр одаренных сердец
 Скрипачка Людмила Шукшуева воспитала несколько поколений состоявшихся музыкантов.

Не успели оглянуться, уже второй месяц нового года набирает обороты и не за горами столетний юбилей рязанского музыкального колледжа имени братьев Пироговых, который будет отмечаться в 2019 году и к которому коллектив уже начал готовиться. Одно из лучших и старейших учебных заведений России выпустило немало прекрасных специалистов, открыв им дорогу в музыкально-педагогический мир. 

Этот год богат на юбилеи музыкантов, жизнь которых тесно связана с их Alma Mater. Сколько музыкантов-преподавателей ДМШ Рязани из года в год готовят своих учеников для поступления в Рязанское музыкальное училище! Труд этот кропотливый и тяжелый, потому что от педагога во многом зависит, продолжит ли свое дальнейшее музыкальное образование ученик или навсегда забудет о времени, проведенном в школе. Совершенно справедливым будет в разговоре об училище назвать и тех его выпускников, которые остались служить музыке на школьной ступени образования, ведь именно им обязаны потом преподаватели РМК появлением новых и новых студентов в стенах их учебного заведения.

15 февраля (среда) в 16.00 в Доме народного творчества состоится концерт по случаю юбилея скрипачки, проработавшей в оркестрах Рязани больше пятидесяти лет, преподавателя ДМШ №5 имени В.Ф.Бобылева Людмилы Константиновны ШОКШУЕВОЙ, чей труд отмечен почетными грамотами городского управления культуры, Почетной грамотой Министерства культуры СССР и ЦК профсоюзов работников культуры (1981г.), медалью «Ветеран труда» (1996г.), нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» (2004г.), Почетной грамотой администрации г.Рязани (2010г.), Благодарностью Губернатора Рязанской области (2015г.).



Коллеги и многочисленные ученики, работающие в городе, и их родители придут поздравить своего педагога со славной датой, чтобы воспользоваться возможностью еще и еще раз сказать слова благодарности любимому учителю. Несколько поколений профессиональных музыкантов воспитала она, а скольких научила любить и слышать классическую музыку, которой сама служит беззаветно и трепетно! Выпускники Людмилы Константиновны работают в Рязанском Губернаторском симфоническом оркестре, Рязанском музыкальном театре, Государственной филармонии Республики Саха (Якутия). Алексей Моос стал студентом Высшей школы искусств Бременского университета (Германия), а Светлана Микляева после Московской консерватории имени П.И.Чайковского сегодня работает в оркестре Государственного академического Большого театра России. Это ли не высочайшее достижение педагога и его бесспорная гордость!

Она родилась в г.Вольске Саратовской области в семье учительницы и механика, поступила в ДМШ, чтобы учиться игре на скрипке. В 1961 году отца перевели на работу в Рязань, дали квартиру, куда и переехала семья, а в 1962 году Людмила становится студенткой Рязанского музыкального училища, поступив в класс легендарного Р.А.Комаровича. Ей повезло учиться среди выдающихся музыкантов-струнников: В.Семенова, В.Бобылева, С.Блинцовой (Волтуховой), Т.Орловой. В студенческие годы Людмила работает иллюстратором с пианистами, играет в Ансамбле скрипачей, которым руководит Роман Алексеевич, и уже с первого курса – в городском симфоническом оркестре. 

– Мне повезло работать со всеми дирижерами, начиная с Н.М.Фейгина – первого руководителя и создателя оркестра. Потом были Ю.М.Васильев, Ю.М.Соболев – молодой и очень талантливый дирижер, который сразу вывел оркестр на новую ступень. И нынешний дирижер – С.А.Оселков, много делающий для того, чтобы уровень коллектива поддерживался на очень высоком уровне, – вспоминает Людмила Константиновна.

Сразу после окончания училища пришла в ДМШ №5 и не так давно отметила вместе со школой ее полувековой юбилей.

В музыкальной школе она по сей день руководит Камерным оркестром, который неоднократно принимал участие в конкурсах и становился лауреатом. 

– Замечательное было время! С таким интересом ребята ходили в оркестр, так им нравилась сама атмосфера репетиций, никто никого не принуждал, у нас была поистине творческая жизнь! – говорит Людмила Константиновна.

И это действительно так, потому что мой сын начинал учиться в пятой школе и играл в оркестре у Шокшуевой, куда был приглашен ею задолго до того, когда это требовала программа, и летел на оркестр, никогда не пропуская занятия. Каким счастьем становились и для нас, родителей, эти оркестровые часы, и как интересно было наблюдать за самим процессом рождения музыкального произведения, когда мальчишки и девчонки внимали словам дирижера… Людмила Константиновна, создавая маленький камерный оркестр в обычной музыкальной школе, вкладывала в него столько души, тепла и сердечности, что этого света хватало каждому исполнителю. И они, юные музыканты, потом этот свет отражали, посылая в зал умноженное количество добра и тепла. 

– Нас, скрипачей, в то время очень поддерживал Н.В.Панин – директор филармонии. Помните, как много мастер-классов было в Рязани! Своих студентов обыграться перед экзаменами в консерватории привозил заведующий кафедрой, народный артист России профессор В.М.Иванов. Народный артист СССР, профессор Э.Д.Грач показывал своих студентов, которые приезжали перед сессией обыграть у нас каприсы Паганини, а мы с учениками ходили и слушали, слушали, слушали… Представьте только, что Грач проводит мастер-классы в Москве, в США, Англии, Франции, Германии, Голландии, Италии, Израиле, Словакии, Чехии, Польше, Югославии, Португалии, на Кипре, в Венгрии, Китае, Корее, Египте, Японии, Аргентине, Казахстане. И еще, благодаря Николаю Владимировичу Панину – в Рязани! Понятно же, что это – личная панинская инициатива и заслуга, от которой рязанские скрипачи были в большом выигрыше, потому что как еще можно учить ребенка, если он лишен возможности слушать образцы исполнения! Много раз играла у нас Заслуженная артистка РФ, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Марине Яшвили, Заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории М.А.Готсдинер приезжал с семьей, в которой все музыканты. Родион Замуруев часто приезжал выступать в Рязани и сольно, и с оркестрами. Тогда в городе была очень насыщенная и интересная скрипичная жизнь и, конечно, все это было в помощь нам, преподавателям, потому что у детей появлялся стимул. Творческое самолюбие, если оно в разумных пределах, вещь хорошая, потому что заставляет ребенка работать. Ему хочется быть лучше, он старается походить на кого-то, кто сегодня сильнее его. Ставятся задачи и выполняются, и так – изо дня в день, – рассказывает Людмила Константиновна.



Людмила Константиновна Шокшуева с внучкой Софьей Елисеевой

Дети-музыканты – большие труженики, это правда. И они по-настоящему счастливы, если получается то, чем они занимаются. У них и мечты очень взрослые и серьезные. Я помню, как предложила сыну купить велосипед, а он сразу, не раздумывая, ответил: «Лучше мне смычок мастеровой купи у Соболя!». 

Что такое дети-музыканты, Людмила Константиновна знает еще и потому, что она – бабушка музыкантов, причем не просто бабушка, а бабушка-педагог и репетитор. В народном фольклоре существует образ «еврейской мамы», а в Рязани есть такая бабушка – Шокшуева, внуки которой стали и становятся очень хорошими и признанными музыкантами, потому что их бабушка делает для этого все возможное, не жалея ни сил, ни времени, ни… денег, если быть честными до конца. Главный ее внук – музыкант, известный в городе кларнетист Павел Бахмутов, который с малышового возраста сначала пел в «Солнечном зайчике», потом постигал искусство игры на кларнете у С.В.Шулико и А.Ф.Грущина, но все это – под пристальным вниманием бабушки. Затем была Академии музыки им. Гнесиных, а теперь он – артист оркестра в Московском Губернском театре Сергея Безрукова. Восхождение Павла на музыкальный Олимп шло у нас на глазах, поэтому роль Людмилы Константиновны в формировании и воспитании одаренного внука отрицать и преуменьшать ни у кого не получится.

Внучка Софья Елисеева, которую Шокшуева учит музыке с пяти лет, уже достаточно титулованная скрипачка – лауреат и дипломант международных и Всероссийских конкурсов. Только что вернулись они с бабушкой из Суздаля с первым местом, а в апреле собираются поехать в Москву на конкурс 
Г.С.Турчаниновой, где в жюри будет вся московская профессура, но ехать обязательно надо, чтобы и увидеть, и услышать, и себя показать, и понять, над чем и как еще нужно работать, работать и работать бабушке-педагогу, а Софье – учиться, учиться и учиться.

Восьмилетняя Лиза пока делает первые робкие шаги в игре на фортепиано, но бабушка и здесь не оставляет ни одной сыгранной ноты без внимания. 

– Я – счастливый человек, – говорит Людмила Константиновна, – потому что я состоялась в профессии. У меня двое детей, пять внуков и две правнучки – хорошая и дружная семья. И живем мы в музыке и с музыкой, которая, «не упоминая ни о чем, может сказать все». (И.Г.Эренбург).

Фото Владимира ИЛЮХИНА
 
Ольга МИЩЕНКОВА