Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№05 от 9 февраля 2023 г.
Как снять спектакль
В Рязань нагрянули мэтры «ТеатровИдения»

Мир театра и мир цифры – могут ли эти два антагониста гармонично сосуществовать? Способен ли дигитальный спектакль так же будоражить зрительское воображение, как живое действие? И не порвется ли тонкая художественная ткань от чужеродного вмешательства? Чем больше вызовов бросают высокие технологии, тем больше вопросов. Искать ответы – удел энтузиастов. Подружить сцену и цифру и обучить профессионалов в сфере театрального видео призван Всероссийский проект «ТеатровИдение». Начинание осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и в тесном партнерстве с Союзом театральных деятелей РФ. Старт проекта состоялся на базе Рязанского театра кукол: в течение трех дней – 31 января, 1 и 2 февраля – команда «ТеатровИдения» работала над съемкой спектакля «…и наказанiе», параллельно обучая первую группу слушателей.

Зал без границ

Справедливости ради, надо отметить, что «возраст» жанра перешагнул далеко за сотню. Считается, что впервые съемка театрального спектакля для публичного показа была представлена в 1900 году ко Всемирной выставке в Париже. Об этом любопытном факте «ТеатровИдение» напоминает на своем официальном сайте. Зрители увидели на экране постановку режиссера Клемана Мориса «Сирано де Бержерак» с великим Кокленом в главной роли. Специально для показа был разработан «Фоно-кинотеатр» – новаторская мобильная система звукового кино. Изображение было окрашено и, главное, синхронизировано с записью на восковом цилиндре. На закрытии выставки копия была приобретена графом Павлом Петровичем Шуваловым. Вернувшись в Петербург, в честь годовщины первого театрального представления в Эрмитажном театре граф устроил показ в своем дворце на Фонтанке.

Среди гостей в качестве редактора журнала «Мир Искусств» был Сергей Дягилев. Спустя годы, в беседе с Жаном Кокто в Париже он с восторгом вспоминал этот вечер, строя планы съемок спектаклей своей труппы, мечтая, чтобы зрительный зал не ограничивался стенами театра.

После съемки – разбор полетов

Сегодня посмотреть видеоверсии театральных постановок – не проблема. В прямой онлайн-трансляции, в записи в кинотеатре, по телевизору или в интернете – современные каналы предоставляют огромный выбор. Но количество, увы, не всегда гарантирует качество. Мастера жанра с сожалением говорят о засилье низкопробного театрального видеоконтента, что дискредитирует саму идею создания видеоверсий спектаклей, обладающих самостоятельной художественной ценностью. Поэтому так важен момент обучения. Сегодня, когда искусство съемки спектаклей продвигается разрозненными группами энтузиастов, проект «ТеатровИдения» ратует за объединение и создание профессиональной среды для обмена опытом.

Первая учебная сессия, развернувшаяся в Рязани, объединила более тридцати слушателей самых разных профессий: режиссеры, операторы, фотографы, звуковики, монтажеры. Тема вызвала интерес и у людей, которые продвигают видеоконтент – юристов и театральных менеджеров.


Юрий Гаврилов

– Самое главное, наши студенты получают возможность включиться в процесс непосредственно, не как абстрактные наблюдатели, а как участники, – рассказывает Юрий Гаврилов, руководитель проекта «ТеатровИдение». – Это абсолютно новый опыт работы. Процесс обучения идет параллельно со съемкой: слушатели находятся в аппаратной вместе с режиссером и на большом экране наблюдают за всем происходящим. Естественно, могут возникнуть вопросы, захочется «вмешаться» в процесс – вот здесь и начинается настоящее сотворчество. После съемки происходит разбор полетов, студенты участвуют в мастер-классах. Здесь преподают не теорию, а практику. Со стороны профессионалов происходит некое отторжение знаний. Действующему практику порой бывает трудно рассказать о своих навыках просто и доходчиво. Но если это получается, то такой опыт бесценен.

Коготок режиссера увяз...

Режиссером видеоверсии рязанского спектакля «…и наказанiе» выступил Александр Смирнов – режиссер телеканала «Культура», создатель цикла «Театральная летопись», режиссер прямых трансляций в интернет-проекте «Театральная паутина».


Александр Смирнов

– Мы ждем, что в Рязани появится группа единомышленников, которые будут снимать, монтировать и работать на достаточно профессиональном уровне, – поясняет Александр в ответ на вопрос о целях «ТеатровИдения» в нашем городе. – На самом деле, людей, которые занимаются съемками спектаклей, не требуется очень много. Но они должны быть в каждом регионе и это должны быть профессионалы высокого уровня. Как бы мы ни старались от этого уйти, но в театральном деле существуют два понятия: провинция и столица. Они существуют обособленно, каждый варится в своем котле. Чем и ценен проект «ТеатровИдение»: он стирает эти различия. Все выходят в одно поле и соревнуются на равных. И вдруг оказывается, что где-то на периферии существуют прекрасные театры, по многим позициям порой даже превосходящие столичные. Мы много ездим, видим и, главное, имеем возможность показать всем зрителям, насколько высок у нас в стране уровень театрального искусства.

Говоря о себе, Александр Смирнов вспоминает, что первый спектакль он снял в 1999 году: это была постановка «Стриптиз» по Мрожеку в театр-студии «Человек». И, как признается режиссер, дальше без перерыва: «Как в пословице: коготок увяз – всей птичке пропасть». Своей любимой работой называет спектакль «Троил и Крессида» Римаса Туминаса. Это была первая постановка, выпущенная Туминасом в театре имени Евгения Вахтангова. Однако судьба спектакля оказалась сложной, зритель воспринял работу неоднозначно. И к тому времени, когда начались переговоры телеканала «Культуры» с театром Вахтангова, спектакль уже был снят с репертуара. Однако исключительно ради съемки его было решено восстановить. Но как играть на пустой зал? И команда виртуозно выходит из положения: во время съемки в зале сидел один зритель – великий Римас Туминас.

Пять камер на один спектакль

Снимая спектакли вот уже более 20 лет, Александр Смирнов тем не менее признается, что это тяжелейшая задача. Расхожая истина, что театр – искусство сиюминутное, полностью себя оправдывает. В итоге видеоверсия складывается в отдельное произведение искусства. И это совсем не то представление, которое публика видит со своих мест в зрительном зале.

В случае с рязанским спектаклем «…и наказанiе» работа усложняется спецификой самого театрального действия.


Константин Кириллов
 

– В этой постановке есть живой план, используются куклы разных систем, теневой театр и видеопроекции, – поясняет директор Рязанского театра кукол Константин Кириллов. – Более того, сцена расширяется за счет подиума, который выходит непосредственно в зрительный зал. Нам очень интересно увидеть, как все это будет выглядеть в кадре. Чем сложнее проблема, тем увлекательней ее решать.

Для реализации таких разноплановых задач в съемке было задействовано пять камер. Запись спектакля осуществлялась в течение двух вечеров. Зрители, пришедшие на просмотр, оказались свидетелями этого уникального события, а участники, наблюдавшие онлайн-трансляцию в сети, присоединились к процессу удаленно. Полноценная видеоверсия постановки будет доступна на медиаплатформе teatrovidenie.ru.

Но важнейшим итогом проекта, пожалуй, является даже не это. Главное, что в нашем городе создан первый в России творческо-технологический центр «ТеатровИдение». И это значит, что видеоколлекция постановок рязанских театров будет пополняться новыми названиями.

Фото Ирины ЧИБИЗОВОЙ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новобранцы к экспериментам готовы

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас  

Вера Новикова