Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 9 апреля 2020 г.
Два вепря и шесть жертв
 Что могло заставить отца двоих детей из Елатьмы пойти на массовый расстрел молодой компании?
 
Во вторник, 7 апреля, в Касимовском районе Рязанской области прощались с жертвами массового убийства в поселке Елатьма. К часовне в селе Пустынь приехали проститься более 500 человек не только из ближайших сел, но и из Касимова, Рязани, Москвы. Виновник трагедии 32-летний Антон Франчиков арестован, СУ СК России по Рязанской области возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ «Убийство двух или более лиц». Свои действия стрелявший объясняет необходимой самообороной. Массовое убийство получило всероссийский резонанс. Но мало кто задался вопросом: что послужило толчком к совершению преступления с необъяснимой жестокостью и избыточным применением силы?

 

По версии следствия, 4 апреля около 22 часов житель поселка Елатьма Касимовского района Рязанской области 32-летний Антон Франчиков находился на балконе своей квартиры. Он сделал замечание группе молодых людей, которые громко разговаривали у него под окнами. Основание успокоить шумную компанию у него были веские: громкие голоса мешали спать двум его маленьким детям.

После этого между ними произошла словесная перепалка. А далее, по трактовке правоохранительных органов, Франчиков взял охотничье ружье (было зарегистрировано как положено), вышел в подъезд и хладнокровно расстрелял всю компанию. Погибли 31-летний Максим У., 26-летний Илья К., 24-летний Виктор К., а также молодая семейная пара – Евгений Т. и Кристина Т. 24 и 22 лет.

Исходя из скупой официальной информации, выстрелы были произведены из охотничьего карабина «Вепрь». «Вепрь», на минуточку, это самозарядный карабин (в зависимости от модификации коробчатый магазин которого рассчитан на 5, 7 или 8 патронов), был разработан на базе 7,62-мм ручного пулемета РПК.  Шансов остаться живыми после выстрелов на коротком расстоянии у пострадавших практически не было. Судя по видео СК, стрелял Франчиков кучно. С поразительной хладнокровностью: далеко не каждый, в том числе и сотрудник правоохранительных органов, сможет, не раздумывая, первый раз выстрелить практически в упор в живого человека. Франчиков смог.



В некоторых электронных СМИ и социальных сетях написали, что он состоял на учете в психиатрическом диспансере. Это не так.

Франчиковы не коренные жители Елатьмы. Семья приехала в поселок несколько лет назад. Супруга Антона, выпускница медицинского вуза, устроилась в местную участковую больницу терапевтом по программе «Земский доктор». Антон работал в Иванчиновском психоневрологическом интернате социальным работником, но два года назад ушел в отпуск по уходу за ребенком. В психоневрологическом интернате «Лайфу» сказали, что он пришел к ним в апреле 2017-го. Занимался разработкой инструкций по охране труда на рабочих местах. Спустя девять месяцев ушел в декрет. За время работы Антон не получал никаких нареканий, ничего не нарушал, был обычным сотрудником. Сейчас его там почти никто не помнит.

Да, Франчикова многие в Елатьме называли «своеобразным» из-за его обостренного чувства справедливости, убежденной трезвости и постоянной критики местных властей. В июле 2019 года Касимовский районный суд оштрафовал Антона Франчикова за демонстрацию «нашивки полиции Третьего рейха в виде правоповоротного четырехлучевого креста» в социальной сети. Но в остальном-то обычный человек. И в одно мгновение превратился в убийцу. Мужчина был вправе требовать прекратить шум, но не таким способом.

И почему-то мало кто задался вопросом – это каким образом будущие жертвы оказались в подъезде, если ссора началась, когда они находились на улице? Блогеры и пользователи соцсетей предполагают, что конфликт успел перерасти в стадию «ты кто такой, давай выходи, а то мы поднимемся!» В пользу данного предположения говорит и сам повод для ссоры.

Пока ничего нельзя утверждать наверняка, но чисто теоретически ситуация, в которой четыре молодых человека ночью в поселке отправляются «по-свойски» выяснять отношения домой к молодому человеку, сделавшему им грубое замечание с балкона, выглядит достаточно жизненно.

Результат в данном случае – пять (или даже шесть – по информации СМИ, убитая девушка была беременна) жизней и покалеченная судьба самого стрелка (за подобные преступления на практике чаще всего дают пожизненное). Да и семье (взята под охрану полицией) стрелявшего явно не позавидуешь. Супруга подозреваемого, после того как ее начали травить в социальных сетях, закрыла все аккаунты и уже сменила фамилию.

Но в соцсетях не только гнобят Франчикова и его семью. Встречаются и такие комментарии: «У кого есть дети – сразу поймут этого мужика, и неважно, кто-то из детей был болен или просто капризничал. Полицейские – вот кто по сути не справляется со своими прямыми обязанностями, так как обязаны патрулировать в вечерние часы и гонять таких «веселых». Пятерых нет...  Жаль! Видимо, они очень наглели и отсылали «куда подальше» не только стрелка... А отчаявшийся человек может и дров наломать...»

«Дрова ломают» не только в Рязанской области. В минувшие выходные схожие преступления были совершены в Красноярске, где фанат компьютерных игр убил целую семью, и Тобольске, где 62-летний житель попытался расправиться с тремя своими родственниками. А в соседней Тульской области мужчина открыл стрельбу из охотничьего ружья по охотникам и полицейским.

И это настораживает. Люди разучились мирно разрешать конфликты. Российский экспат в Торонто (Канада), психолог с российским и зарубежным опытом Ульяна Невзорова отмечает, что, вероятнее всего, Франчиков находился в состоянии стресса. «Человек, пока еще не преступник, скорее всего, находился в психологическом стрессе, который усугубился непредсказуемой и непривычной ситуацией в отсутствие достоверной информации о действиях агрессивных соседей. Когда будущий убийца почувствовал себя беспомощным в конфликте, то ощутил панику, страх перед возможными угрозами и неизвестностью и стал действовать без далекого прогноза последствий своих поступков, как загнанное в угол животное, то есть перешел в нападение».
Павел Гресь