Участник Парада Победы и гроза немецких асов встречает свое 95-летие в бодром здравии
Николай Ефимович БЕСПАЛОВ – представитель того славного поколения, которое в тяжелейшее для нашей Родины время отстояло для нее свободу и независимость. Для него, летчика-истребителя, не единожды оказывавшегося на волосок от смерти, День Победы – это не только капитуляция фашистской Германии, но еще и грандиозный Парад Победы, непосредственным участником которого ему довелось быть в июне 1945 года. В конце апреля Николай Ефимович отпраздновал свой 95-й день рождения, с чем «Новая» от всего сердца его поздравляет.
Как известно, среди долгожителей случайных людей нет, поскольку за счет только генов тут не выедешь. Это тяжелый, каждодневный труд без всякого преувеличения – всю сознательную жизнь. Крепкую дружбу со спортом Николай Ефимович завел еще в юношескую пору, когда при техникуме окончил двухгодичную школу гимнастики (вот откуда закалка!), что впоследствии помогало частенько побеждать в офицерских соревнованиях. А уже в довольно зрелом возрасте он открыл для себя точечный массаж – увидел как-то наглядную агитацию в поликлинике, и словно током ударило. С той поры, почитай лет сорок уже, каждое утро начинает с этой незамысловатой оздоровительной процедуры. Потом обязательно приседания, пусть немного, но каждый день.
Когда медики обнаружили у него в почках камень размером 27 миллиметров, возникла необходимость хирургического вмешательства. Но возраст уже солидный, всякое может произойти, поэтому ветеран решил не рисковать и обратиться к народной медицине. Изучив опыт своих предшественников, начал лечение отваром из луковой шелухи. Прошло месяца четыре, сдал анализы – камень уменьшился до 16 мм, потом до пяти, пока один песочек не остался.
Так что в свои 95 юбиляр пребывает в бодром расположении духа, и дорогих гостей принимает самолично. В числе первых, конечно, председатель совета ветеранов рязанского спорта Альберт Анатольевич Чугунов, а также Марина Владимировна Кащеева, начальник управления по физической культуре и массовому спорту – организации, в которой в свое время Николай Ефимович отработал полтора десятка лет. А уж поздравлений – и не сосчитать, в том числе и за подписью президента Путина имеется. И повышенное внимание вполне объяснимо, ведь таких людей в нашей необъятной стране осталось наперечет, а, может, и вовсе – единицы.
Жизнь с небом Николай Беспалов решил связать еще до войны. Произошло это, как обычно бывает, во многом стремительно, словно сама судьба торопилась, чтобы ее избранник вдруг не передумал. Жизненный уклад юноши перевернул приезд инструктора аэроклуба, рассказ которого буквально покорил сердце учащегося техникума механизации сельского хозяйства. Свое дело сделали и геройство сталинских «соколов», о которых не умолкали газеты, и комсомольский призыв: «Молодежь – на самолеты!» За год, проведенный в сумском аэроклубе, Беспалов освоил По-2, и в марте 1941 года поступил в Конотопское авиационное училище. Вскоре курсантов откомандировали в глубь страны – в Сталинград, где они, впрочем, также надолго не задержались.
Война для молодых летчиков началась лишь полтора года спустя. Несмотря на то, что в первые месяцы превосходство немецкой авиации сомнений не вызывало, советское командование не закончивших обучение пилотов к боевым действиям не допускало. В тихом, безмятежном кустанайском небе они продолжали шлифовать свое мастерство. Несмотря на сложную военную обстановку, самолеты получили новые – тогда только Яки пошли, а до этого летали на И-16. По окончании училища новоиспеченные лейтенанты буквально рвались на фронт, но еще пару месяцев провели в учебно-тренировочном полку. И лишь в июне 1943 года Беспалов со своими товарищами наконец-то оказался в районе боевых действий. Было это под Чугуевом, юго-восточнее Харькова.
Слушая неспешный рассказ Николая Ефимовича о его боевом пути, будто вновь, в который уже раз пересматриваешь берущий за душу фильм Леонида Быкова «В бой идут одни ”старики”». Вот где, по признанию самого ветерана, даже придраться не к чему: «Всё в точности наша жизнь фронтовая!» Даже столовая, куда наголодавшихся за время учебы недавних курсантов направили сразу по прибытию в летную часть, почти не отличается от киношной.
На счету летчика-истребителя Николая Беспалова 118 боевых вылетов (официально занесенных в летную книжку) и, вне всякого сомнения, памятен и дорог каждый из них. Однако есть, наверное, и те, что дороже остальных, но в этом, наверное, не признаешься даже самому себе.
Разве может сравниться с чем-то первый вылет, ставший боевым крещением, когда Николай вместе со своим тезкой и ведущим Химушиным совершали облет линии фронта в районе реки Северный Донец и наткнулись на «раму». Стремительная атака оказалась успешной – немецкий разведывательный самолет задымился и вскоре исчез из поля зрения. Или вынужденная посадка Беспалова над Сандомирским плацдармом весной 1944-го, когда отказали приборы и самолет начал стремительно терять высоту. Отважный истребитель всеми силами пытался дотянуть боевую машину до «своей» территории, но полной уверенности, что в окопах не немцы, у него все же не было…
А разве забудешь такое, когда зенитный 30-миллиметровый снаряд, пройдя изнутри, разорвался, и летчика буквально защитила бронеспинка, а мелкие осколки впились в зимний шлемофон. В санчасти потом осмотрели, помазали, но даже ранение не засчитали. А если бы снаряд чуть ниже прошел, перебило бы тягу управления, от падения самолет было бы уже не спасти.
Это в кинофильмах стервятники с крестами горят один за другим, в реальной жизни все обстояло совсем не так. На счету Николая Ефимовича числится четыре самолета – три из них в группах. А 22 февраля 1945 года буквально на глазах командующего 1-го Украинского фронта маршала Конева в тяжелом бою с заметно превосходящими силами противника он лично сбил один из немецких истребителей «Фокке-Вульф-190», которые собирались атаковать наш передний край. За этот подвиг Беспалов был награжден Орденом Красного Знамени.
Одним из самых ярких эпизодов в жизни юбиляра стало его участие в Параде Победителей 24 июня 1945 года на главной площади страны. «Все было очень достойно и торжественно», – вспоминает ветеран. Впрочем, по-другому просто и быть не могло, ведь отбор кандидатов проводился самым тщательным образом, но были и еще два условия, которые оставили «за бортом» немало героев той самой кровопролитной войны. Потенциальному участнику необходимо было иметь рост не ниже 176 сантиметров, в числе наград – как минимум два боевых ордена, а уж положительная характеристика – это как само собой разумеющееся.
Николай Беспалов соответствовал всем необходимым критериям: его грудь украшали ордена Красного Знамени и Отечественной Войны II степени, статью тоже Бог не обидел. Однако, когда ему сообщили эту весть, был потрясен до глубины души. Ведь кроме него 106-й гвардейский истребительный авиационный полк представляли его командир, дважды Герой Советского Союза Михаил Васильевич Кузнецов и Иван Иванович Селифонов, который звания Героя был удостоен буквально три дня спустя.
– Подготовка велась в течение целого месяца, – возвращается юбиляр во времена своей молодости. – Я до этого ни разу в Москве не бывал, поэтому был поражен ее величием. Хотя времени на более обстоятельное знакомство практически не оставалось: каждый день был, как рабочий. Первая тренировка начиналась с 10 часов утра, после обеда маршировали еще полтора-два часа. За нашими действиями тщательно присматривал генерал-пехотинец, отвечавший за подготовку. Было два контрольных прогона на аэродроме, где было все размечено, а генеральная репетиция состоялась уже накануне ночью на Красной площади. Каждый знал свое место, лично я шел в третьей шеренге от Мавзолея. 24 июня, как сейчас помню, шел дождь. Уже к восьми часам нас доставили к Красной площади, а в десять началось. И вот подошла наша очередь, сердце замирает: равнение на трибуну Мавзолея, где все правительство страны во главе со Сталиным…
Юрий МАТЫЦИН