Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№17 от 9 мая 2018 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Сиюминутное чудо
 Одаренный дирижер Димитрис Ботинис – о рахманиновском месяце и концертах, которые становятся легендами

Играть с приглашенными дирижерами – это обычная практика для любого симфонического оркестра. Но если в столицах, где пересекаются все музыкальные маршруты, она реализуется часто и повсеместно, то на периферии подобные концерты проходят несколько реже. Однако в этом сезоне художественный руководитель Рязанского губернаторского симфонического оркестра Сергей Оселков уступал свое место сразу в целой серии концертов. 

Очередной такой вечер прошел на сцене Рязанской филармонии 25 апреля в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». На фортепиано солировал лауреат международных конкурсов Александр СИНЧУК. А за дирижерским пультом можно было увидеть молодого талантливого дирижера Димитриса БОТИНИСА. Этот блистательный вечер, наполненный самыми удивительными эмоциями, надолго останется в памяти рязанских зрителей. А читателям «Новой» мы предлагаем заочно побеседовать с маэстро Ботинисом, который охотно ответил на несколько вопросов в ожидании концерта. 

– Димитрис, уже состоялось несколько репетиций с Рязанским симфоническим оркестром, через час начнется концерт. Какие первые впечатления от работы с новым коллективом?

– Впечатления самые наилучшие. Хорошие музыканты, наше общение сразу пошло довольно естественно. Работать комфортно, и, по-моему, это взаимное ощущение. Было очень приятно познакомиться и пообщаться с руководителем коллектива Сергеем Оселковым. Удивительно, насколько активно он участвует в подготовке концерта, которым не дирижирует: Сергей Анатольевич присутствовал на всех репетициях, общался с оркестром, решал возникающие вопросы, даже играл в оркестре в нужные моменты. В общем, все складывается как-то непосредственно и легко.

– Говорят, первое впечатление можно произвести один раз. Вы успешно гастролируете в России и за рубежом. Когда вы, как приглашенный дирижер, первый раз выходите к коллективу, как действуете: есть ли какая-то заготовленная фраза, модель поведения или все идет экспромтом?

– Не то чтобы есть какая-то специальная подготовка, но безусловно есть вещи, которые ты подсознательно переживаешь, когда идешь к новому коллективу. Пытаешься узнать людей, увидеть их суть, установить контакт. Конечно, это всегда происходит по-разному, заготовки никакой нет. Нужно быть профессионально готовым на 100% и уметь передать свои идеи, эмоции, отношение к музыке. И тогда все складывается само собой. Музыка – это главное в нашей профессии. Все происходит через нее.

– В программе сегодняшнего вечера музыка Рахманинова и Чайковского – авторов, произведения которых, наверняка, исполняете особенно часто?

– Да, этот месяц у меня вообще оказался связан с именем Сергея Рахманинова: каждую неделю запланирована программа, где звучит его музыка. В этом году отмечается 145-летие Рахманинова, в Москве проходят «Рахманиновские дни» и весь апрель посвящен его памяти. В начале месяца у меня была поэма «Колокола», которую мы исполнили с симфоническим оркестром Северо-Кавказской филармонии, которым я сейчас руковожу. Потом был концерт в Польше, где играли Первую симфонию Рахманинова. Это произведение, увы, не так часто исполняется. Что весьма печально, поскольку музыка очень интересная. Буквально несколько дней назад состоялся концерт в Московской филармонии, солировал Джон Лилл, выдающийся пианист из Великобритании. Он играл Второй и Третий концерты Рахманинова для фортепиано с оркестром. И с оркестром мы также играли «Утес», который будем исполнять сегодня в вашем городе. Так что рязанский концерт является прекрасным завершением этого рахманиновского месяца. Помимо «Утеса» прозвучит Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. А во втором отделении будет исполнена Третья сюита для оркестра Петра Чайковского. Произведение, которое исполняется также не очень часто. Может быть, само название – сюита – повлияло на его сценическую судьбу. Но, как бы ни было, это большая несправедливость. И я особо рад, что у нас есть возможность играть здесь замечательную музыку. Именно этим произведением я открыл сезон у себя в Кисловодске. С особой радостью дирижирую им здесь, и еще буду рад его исполнить в ближайшее время в нескольких городах. В связи с этим еще раз хочется поблагодарить руководителя оркестра за его идею взять данное произведение.



– Нелепо спрашивать музыканта о любимой музыке: уверена, перечислять можно очень долго. Но все же, есть дирижерские предпочтения относительно репертуара? 

– О, предпочтения самые разнообразные! Сейчас у меня такой период, что я стараюсь дирижировать новыми произведениями. Открывать для себя новые имена, названия и набирать больше опыта. Этот процесс был начат несколько лет назад, и сейчас я активно его реализую. Конечно, есть вещи, про которые можно сказать, что они получились особо хорошо, легли на душу. Что касается любимой музыки… Выделить очень трудно. Пусть это прозвучит банально, но любимое произведение – это всегда то, которое сейчас играешь.

– Любой концерт – красота ускользающая. Музыка существует здесь и сейчас. Записи делаются редко, но даже и они вряд ли полностью могут передать звук и атмосферу зала. Нет по этому поводу некой обиды за работу?

– Ни в коем случае. Таково наше искусство. Сиюминутное творение, которое рождается прямо на сцене, сплетается из звуков, написанных много-много лет назад и воспроизведенных сейчас музыкантами. И оркестранты прикладывают все свои дарования и усилия, чтобы произошло чудо музыки. Ну а то, что оно растворится через мгновение – мы к этому готовы... Важно, что после остаются ощущения. В этом главная радость и интерес. А какие-то концерты превращаются в легенды!.. Романтизируются, пересказываются, обрастают подробностями (которых, может, и не было на самом деле). И в этом тоже есть отголоски той музыкальной магии.

– Кстати, о легендах. В интернете о вас можно найти отзывы итальянской прессы, где пишут, что Димитрис Ботинис использует «фантастическую палитру жестов». Насколько профессии дирижера свойственна артистичность?

– Артистичность свойственна, думаю, всем музыкантам. Другой вопрос, ради чего она: или нарочито проявляется ради красивой картинки, или же это непосредственный выплеск чувств и переживаний. Я за второе. Все должно быть естественно, я против наигранности и работы на публику.

– С 2015 года вы являетесь главным дирижером Академического симфонического оркестра Северо-Кавказской государственной филармонии имени В.И.Сафонова. Это было важно – получить свой оркестр?

– Безусловно! Для дирижера очень важно дирижировать программами, которые он выбирает, осуществлять свои творческие идеи. Дирижер без оркестра – кто это?.. Мне, конечно, повезло: сразу после консерватории я стал работать в Московской филармонии, был ассистентом Юрия Симонова, дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Хотя дирижированием я занимался с детства, моим первым учителем был папа. Затем была Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова, где была заложена мощная профессиональная основа. И моя последующая работа в филармонии стала продолжением обучения. Я получил возможность изнутри увидеть, как работает профессиональный коллектив, как выстраивает свою деятельность руководитель, как ведут себя приглашенные дирижеры. Все тонкости, нюансы, подводные камни – все узнается в работе ассистента дирижера. Огромный опыт дает черновая, техническая работа с оркестром, когда готовишь коллектив к работе с главным дирижером. И в идеале все должно идти к тому, что потом молодой дирижер получает свой оркестр. Все, что накоплено в консерватории и в ассистировании великим дирижерам, должно быть реализовано в собственной практике. И я все это ощутил на себе. Работа с оркестром, которым ты руководишь сам, дает колоссальный рост.

– У вас уже есть опыт работы и в музыкальном театре.

– Да, в Кисловодске есть два концертных зала: исторический, которому исполнилось уже 123 года, и современный. В историческом зале есть небольшая оркестровая яма. Так что там мы исполняем и оперные спектакли. Конечно, они проходят не с самыми богатыми декорациями, но афиша очень солидная: «Травиата», «Евгений Онегин», «Алеко», «Иоланта», «Демон», «Севильский цирюльник», «Паяцы», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» и т.д. Дирижировать оперой – это совершенно иной опыт, иной жанр. Несмотря на то, что первые пробы были в консерватории (как и у всех оперно-симфонических дирижеров), но так получилось, что основная моя работа потом оказалась связана именно с симфоническими оркестрами. Поэтому область музыкального театра отошла на второй план. И я очень рад, что в Кисловодске есть возможность делать и то и другое.

– В детстве вы начинали учиться как скрипач. Берете сейчас скрипку в руки?

– К сожалению, все реже, хотя хочется больше. Гастрольный график практически не позволяет. Но летом, когда бываю в Греции у родителей, стараюсь играть обязательно.

– Мы все время говорили о музыке, а каков дирижер Димитрис Ботинис вне музыки, вне сцены?

– Отвечу словами знаменитого греческого поэта Кавафиса: «И в самом искусстве я отдыхаю от работы в нем». Когда человек искусства берет паузу и переключается на другой вид творчества, это лучший отдых.

Справка «Новой»

Димитрис БОТИНИС родился в Москве в семье музыкантов. Детство и юность прошли в Греции. В возрасте пяти лет начал обучаться игре на скрипке, затем – на альте. Окончил с отличием Муниципальную консерваторию города Патры по классу скрипки. С 14 лет занимался дирижированием под руководством своего отца. Участвовал в мастер-классах дирижера Юрия Симонова в Венгрии, в 2011 году окончил в его же классе с отличием Санкт-Петербургскую государственную консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование».

Победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса дирижеров имени Антонио Педротти (Италия, 2006). Победитель I Всероссийского музыкального конкурса по специальности оперно-симфоническое дирижирование (Москва, 2011).

С 2015 года главный дирижер Академического симфонического оркестра Северо-Кавказской государственной филармонии имени В.И.Сафонова.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы