Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№20 от 9 июня 2022 г.
Иллюзорное затишье
Промышленное производство в Рязанской области все еще растет, но уже наметилась траектория падения

Кризис, которого ожидают в связи с международными санкциями и разрывом технологических цепочек, в Рязанской области пока не наступил. Промышленное производство в первые четыре месяца 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021-го дало рост на 11,6%. Правда, это не говорит о каком-то экономическом чуде. Просто мы восстанавливаемся после пандемии коронавируса.

Оборонно-фармацевтический бум

Чего же за этот год у нас стали производить намного больше? Конечно же, в два раза вырос объем отгрузки лекарственных средств. Это продолжение тенденции, которой уже несколько лет. За это время в области открывались новые фармацевтические предприятия, а если линии вступают в строй – на выходе должна быть продукция.  

На 41,4% стало больше химических продуктов, на 54,5% – бумаги и бумажных изделий. Понятно! Это можно считать импортозамещением. Как раз именно бытовой химии и бумаги стало меньше ввозиться из-за рубежа.

На 93,2% стало производиться больше «прочего оборудования». Это довольно закрытая категория продукции – к ней могут относиться и оборонные заказы. Разумеется, Вооруженным силам в первом квартале 2022 года было нужно много нового «прочего оборудования».

Невостребованный распил

А выпуск каких товаров падает? На 6% – электрического оборудования, на 6,6% – изделий из кожи, на 17,5% – текстиля. На 31,2% меньше было отремонтировано и смонтировано машин и оборудования. Налицо исчезновение ряда комплектующих, монтировать стало не из чего.

Есть падение производства и по конкретным позициям. Пиломатериалы – на 18% меньше. Это понятно: цены на древесину в 2021 году выросли так, что спрос упал. Художественные промыслы – на 17,5%. Это тоже понятно: сегодня не до художественных промыслов. Ламп и электронно-лучевых трубок собрано на 27,1% меньше. Железобетонных строительных конструкций – на 14,3%.

Что у нас творится с выпуском продовольствия? Кисломолочных продуктов – на 13,2%, колбас – на 15,7% меньше, чем в прошлом году. Неужели не покупают? Смотрим оборот торговли – да, действительно, падение на 10,2% в апреле по сравнению с мартом.

Экономия на питании – плохой прогностический признак.

Зарплатное фиаско

Косвенным, но характерным показателем бизнес-активности в развитых странах мира считается потребление электроэнергии. Если станки работают, а по вечерам люди сидят в офисах, значит, экономика производит.

У нас в первые четыре месяца 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021-го на 14% упали производство и передача электроэнергии. Но потребление в энергосистеме Рязанской области за I квартал даже составило плюс 1,5% (1 799,9 млн кВтч). Выходит, просто стали качать больше энергии из других регионов.

И с безработицей то же самое. «Форбс» предсказывал России ее двукратный рост к концу 2022 года. Но в регионе ее уровень пока даже падает. Количество незанятых трудовой деятельностью рязанцев (это не то же самое, что число пришедших на биржу труда) в III квартале 2021 года равнялось 18,3 тысячи, в IV квартале – 15,4 тысячи, а в I квартале 2022 года – всего 12,2 тысячи человек.

Руководителей предприятий предупреждают: можете снижать зарплаты, но никого не увольняйте! Даже в «элитном» производстве нефтепродуктов за март 2022 года в среднем работники получили лишь на 3,4% больше, чем в марте 2021-го. А напомнить вам, на сколько за этот год выросли цены?

Как выживать рязанским полиграфистам, у которых средняя зарплата с марта по март не выросла, а снизилась на 7,2%, или мебельщикам с 11,1-процентным и металлургам с 16,3%-ным падением?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Рязани выставили на продажу торговый центр

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Алексей Дариков