Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№20 от 9 июня 2022 г.
Взыскательный картель
Осудили за долг в тысячу, а забрали три

Как нет совершенно здоровых людей, есть просто недообследованные, так же не существует абсолютно «чистых» от налоговых (вероятно, и других) задолженностей граждан. Если когда-то, сами того не ведая, вы «зажали» пару копеек от родного государства, будьте спокойны – с вас их взыщут. И не просто, а с помпой и бубнами: полным обследованием ваших счетов и имущества, судом, взысканием судебных издержек и запусканием рук во все ваши банковские карты. При этом даже не спросят, согласны ли вы с искренними словами раскаяния добровольно погасить имеющийся долг.

 

До дрожи боюсь любых долгов, даже с кредитки больше пары тысяч не трачу, мелкие кредиты оплачиваю вперед. За квартиру бегу платить, расталкивая локтями всех бабушек с района, квитанции собираюсь хранить до последнего вздоха. Налоговые уведомления начинаю отслеживать с лета, чтобы оплатить и забыть. Ни одна из мер предохранения не помогла: я прокололась.

Как водится, ничто не предвещало. Еженедельно по разным надобностям захожу на сайт Госуслуг и в приложение «Мой налог», но уведомлений о задолженностях там отродясь не было, пока не наступило 3 июня. В этот прекрасный день на Госуслугах рассказали, что я должна погасить одну судебную задолженность на 1 225 руб. 10 копеек. Я перезагружала компьютер и протирала линзы очков, даже выходила погулять на какое-то время в надежде на то, что видение исчезнет. Пустое. Оно не испарилось. Что делает моя шибко совестливая, ответственная и до спазмов боящаяся долгов голова? Правильно, дает импульс рукам, которые тыкают на кнопочки и тут же оплачивают долг.

На следующее утро всплыла новая задолженность в размере уже 2 225 руб. и умилительных 10 копеек.

Оплачивать не стала: заподозрила, что на третий день долг распухнет еще на тысячу. Вместо этого начала изучать доступные документы, из которых выяснилось, что без меня меня судили 11 февраля сего года. За что – по-прежнему оставалось покрытым тайной и мраком.

Дождавшись понедельника, начала звонить судебному приставу, которая нашла дело и сообщила: долг образовался за период с конца 2014 по 2016 год включительно – неуплата за собственность несовершеннолетнего ребенка. В голове проплыла какая-то мысль, что-то типа «где вы были восемь лет?», но в тот момент я не смогла ухватить ее за хвост. К своему стыду, не смогла вспомнить, что там происходило с налогами на недвижимость ребенка, поскольку в те годы сильно была занята сменой памперсов на том самом ребенке, его кормежкой, первыми шагами и первыми набитыми шишками. Поэтому просто спросила, с какого перепугу долг за ночь увеличился на тысячу, на что пристав пообещала снять эту задолженность по исполнительскому сбору. Окей, аминь и до свидания (лучше прощайте), удачи вам в работе и своевременной оплаты налогов. Спасибо за уделенное время.

Кто подумал, что сказочке конец, тот наивный фантазер и наверняка вообще не гражданин России.

Ровно через два часа после разговора с пенсионной карты сняли последние пару сотен, еще две тысячи выудили со счета.

Детская обида, потом ступор и невообразимая ярость. Пообещали показать щенка, но завели в подъезд и начали шарить в трусах. Для громадной государственной машины меня нет – есть только мои счета, до которых она (конечно же, абсолютно законно) может дотянуться. Еще было безграничное изумление: сколько людей задействовало государство, сколько потратило денег, бумаги и чернил, чтобы наказать меня на две тысячи из-за долга в одну? Помню, в детстве говорили: замах на рубль, удар на копейку. Одних только судебных приставов в моих документах насчитала троих: один вел дело, другой рассылал запросы в банки, ГИБДД и куда-то там еще с вопросами о моих сбережениях и имуществе, третий – начальник – подписывал и штамповал печати. Страшно подумать, сколько человек трудилось по делу о тысячной задолженности в первой инстанции – налоговой.

Между тем номер моего сотового (который есть в Пенсионном фонде и на Госуслугах, в приложении «Мой налог» и личном кабинете налогоплательщика-физлица) не менялся лет пятнадцать. Да, по прописке не живу примерно четверть века, но годами не менялся и адрес электронной почты, оставленный во всевозможных инстанциях для важных уведомлений. Лайфхак для госслужащих из региона «оптимизации и эффективности», а еще «бережливых технологий»: можно просто позвонить должнику и спросить: «Ау, надо ж сначала заплатить налоги, потом только спать спокойно!» Однако нет, наверняка это не для нас, для нас так: шебуршание за спиной, заочный суд, насильное снятие со счетов. Так что второй лайфхак, теперь уже для рядовых налогоплательщиков: не храните никаких денег на счетах и картах, ибо очень гадостно на душе, когда тебя насильно обирают.

P.S. Судебный пристав после повторного звонка пообещал вернуть изъятые средства на счет. На Госуслугах появилось Постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства.

P.P.S. Самое удивительное даже не в «танцах с бубнами» вокруг тысячи, а в той самой мысли, которую вовремя не удалось зафиксировать. Исходя из статьи 48 (пункт 2) Налогового кодекса РФ, налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока с момента самого раннего требования об уплате налога. То есть все возможные сроки взыскания долга прошли в 2019 году. Где ж вы были столько лет?

Иллюстрация: Георгий Титов

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рязанец заплатил долг, чтобы не потерять «Ягуар» 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Екатерина Вулих