Один из руководителей возрожденного Рязанского камерного хора – об итогах полусезона, новом воплощении национальной идеи и «битлах» в рязанской упаковке
О том, что «припевать лучше хором», знал каждый советский школьник. И исполняли эту песню, конечно, хором, дружно, всем классом. Потом в погоне за призрачной западной свободой и индивидуальностью интерес к хоровому пению на время ослаб. Но сегодня мы видим, как утраченное возвращается.
В 2013 году возрождается Всероссийское хоровое общество. На сочинской Олимпиаде триумфально выступает тысячный хор под управлением Валерия Гергиева. И уже дважды собирается Тысячный сводный хор Рязанской области. На этой волне случилось и еще одно знаковое событие для музыкальной жизни нашего города: в январе этого года был создан Рязанский камерный хор.
Рязанский камерный хор, созданный при филармонии, по факту отработал лишь полсезона. Но уже за эти несколько месяцев успел уверенно заявить о себе. Приятным открытием стало выступление хора в июне на традиционных «Кремлевских вечерах». С его участием прошло концертное исполнение оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама». И с особым трепетом зрители приняли программу, подготовленную хором к 200-летию со дня рождения святителя Феофана Затворника Вышенского. Произведения Свиридова, Чеснокова, Бортянского, исполненные a cappella под открытым небом у стен Успенского собора прозвучали с необыкновенной силой и проникновением. А кантата «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева, исполненная совместно с Камерным хором Белгородской филармонии, стала яркой вершиной вечера!
Руководители камерного хора – Ирина Антонова и Алексей Ракин – выпускники Российской академии музыки имени Гнесиных. Объединившись сейчас в работе с одним коллективом, они в принципе имеют и схожие биографии: уроженцы Рязани, воспитанники Рязанского музыкального училища имени Григория и Александра Пироговых, вернувшиеся после «Гнесинки» в родной город. Вернувшиеся, к счастью для города. И сейчас, с созданием хора, хочется надеяться, что таких примеров будет все больше и больше.
С такой оптимистической ноты мы и начали интервью с одним из хормейстеров Рязанского камерного хора Алексеем РАКИНЫМ.
– Алексей, об истории хора говорить, наверное, еще рано. А в чем заключалась идея его создания?
– Надо сказать, что подобный коллектив уже существовал в Рязани до начала 1990-х годов. Но проблемы, которые переживала наша страна в то время, не обошли и сферу культуры: хор был закрыт. И вот спустя десятилетия вновь возникла эта идея. И актуальна она стала, прежде всего, потому что в городе, действительно, ощущается необходимость в хоре. Рязанское музыкальное училище выпускает превосходных хоровиков. Но потом они поступают в высшие учебные заведения по всей стране и, увы, не возвращаются. А это очень ценные кадры! Многих мы уже «потеряли» просто потому, что в Рязани им практически негде реализоваться. Город и зритель от этого сильно страдают. Многообразие музыки предполагает и хоровое пение. Есть масса произведений кантатно-ораториального жанра, написанных для хора и оркестра или только для хора. Не имея в городе хорового коллектива, мы обкрадываем свою публику. Не можем раскрыть всю полноту многовековой музыкальной истории. Люди соскучились по хоровой музыке. А уж Рязани не иметь хора было просто стыдно. Какие гениальные у нас земляки! Александр Васильевич Александров, основатель Краснознаменного ансамбля песни и пляски, Клавдий Борисович Птица, руководитель Большого хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Вот они, традиции! О необходимости создания хора разговоры шли давно, но отважились только сейчас. Региональное министерство культуры и туризма, руководство Рязанской филармонии, музыкальная общественность – инициатива была единая, поэтому и результат оказался плодотворным.
– Давайте расскажем рязанскому зрителю о планах на следующий сезон.
– Пока коллектив проходит период становления, предполагаются в основном программы с симфоническим оркестром, включающие в себя произведения Моцарта, Пуленка, Свиридова. Но также намечены и отдельные выступления.
– Как получилось, что у хора сразу два руководителя?
– Тут вопрос не выбора, не конкуренции. Одному хормейстеру тяжело справиться с коллективом, поэтому хормейстеров двое, существующих абсолютно на равных правах.
– Кто составил костяк коллектива?
– Артисты хора с многолетним опытом работы в различных рязанских коллективах: хоре Рязанского музыкального колледжа имени Г. и А.Пироговых, хоре Музыкального театра, Академического хора «Лювена». Всего – 42 человека.
– Довольны тем, как сложился баланс голосов?
– Для начала – неплохо. В перспективе хотелось бы укрепить группу мужских голосов.
– Уже несколько лет вы руководите Хоровой капеллой мальчиков и юношей «Любомир». Эта работа продолжится?
– Обязательно! Работа с Хоровой капеллой очень сложный и очень интересный процесс. Сложный с точки зрения вокально-хорового воспитания и практического воплощения задач хорового исполнительства. Трудно бывает объяснить задачу, трудно добиться правильного результата, но тем интереснее получить его. Исполнение у этого коллектива особое, очень искреннее и трогательное, лишенное формализма, потому что это еще и результат духовной работы.
– Сейчас из школ исчезают уроки пения, даже уроки музыки есть не везде. В моем советском детстве петь классом было обычным делом и, как мне сейчас кажется, весьма полезным. Хоровое пение воспитывает человека?
– Безусловно. Коллективное творчество очень важно для всех нас. В нем отсутствует понятие субъективности, лидерства, разобщенности. Оно объединяет разных людей. В широком понимании – это воплощение национальной идеи. Хоровое исполнительство, как никакое другое, способно объединять.
– Есть мнение, что хоровая музыка – элитарное искусство. Разделяете такие взгляды?
– Я не сторонник делить искусство на элитарное и массовое. Мне кажется, что искусство, если оно таковым является, понятно всем. Конечно, иногда в репертуар избираются произведения со сложным музыкальным языком, созданные в композиторских техниках XX века, работа над которыми несет за собой задачу повышения исполнительского уровня. И по достоинству такая работа может быть оценена в полной мере лишь подготовленной публикой. Но и для большинства слушателей подобные произведения откроют музыкальное искусство с другой стороны, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, и, конечно, не оставят равнодушными.
– Рязанский симфонический оркестр любит удивить неожиданными номерами: оркестровой версией «Битлз» или музыкой из «Пиратов Карибского моря». Готовы присоединиться?
– Да. Это позволит коллективу продемонстрировать огромный исполнительский потенциал и развенчать стереотип о хоровом пении как об отголоске из прошлого. Есть много хорошей музыки, мастерски аранжированной для хора. С удовольствием исполним ее!
Вера НОВИКОВА