Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№43 от 9 ноября 2017 г.
Фестиваль переходного возраста
 «Беседка» на 17-м году жизни, кажется, обрела своего зрителя

По уже сложившейся традиции 4 ноября в Рязанском Дворце молодежи прошел очередной фестиваль Игоря Крысанова «Беседка. Песни нашего двора» – 16-й по счету. Знают о нем в Рязани, пожалуй, все, кто интересуется проходящими в городе культмассовыми мероприятиями. И отношение к нему у многих – как к собственным детям-подросткам того же возраста: косяки случаются регулярно, но в целом оно же свое, родное, куда без него.   

Сам я был, конечно, не на всех «Беседках», но где-то две трети из них точно посетил, начиная с самой первой, когда о фестивале мало кто знал, и в огромном зале РДМ собралось меньше ста человек. Тот самый первый фестиваль получился одним из самых душевных, когда единение публики и артистов на сцене достигло редкого в наших широтах накала. С тех пор, как правило, душевности было поменьше, зато публики в зал набивается столько, что временами перестает хватать сидячих мест. 

За это время лично я разочаровывался в «Беседке» дважды. Впервые – когда, зайдя в зал, тут же услышал со сцены песенку Вилли Токарева про «небоскребы, небоскребы, а я маленький такой». Сразу развернулся и ушел – на мой взгляд, не стоило опускаться до такого откровенного убожества. Второй раз – совсем недавно, года два назад, когда главной темой фестиваля был заявлен русский рок 1980-х, на котором я когда-то вырос. Помимо странного выбора песен, неприятно удивило, что пели там почти сплошь артисты кабацкого розлива, хотя достойных рокеров в нашем городе более чем достаточно, чтобы спеть десяток песен со сцены РДМ. Впрочем, это, видимо, уже возрастное – Игорю Крысанову за 50, он просто никого из них толком не знает. 

Разочарования – разочарованиями, а на 16-ю «Беседку» я все-таки пошел, хотя заявленная главная тема слегка пугала – ею второй год подряд значилась музыка ресторанов. На «Беседке», ставшей за долгие годы существования «визитной карточкой» если не города, то, как минимум, Дворца молодежи, сменилось множество главных тем, составляющих концертное ядро этого песенного шоу. Например, были песни Андрея Миронова и Леонида Утесова, в рамках фестиваля специально «озвучивались» когда-то мультик «Бременские музыканты» и фильм «Бумбараш». То есть вещи, заведомо имеющие отношение к культуре вообще, а вовсе не к культуре ресторанной. 



Однако, вопреки ожиданиям, 16-я «Беседка» не разочаровала. Потому что с песнями ресторанов в качестве главной темы фестиваль, кажется, обрел, наконец, полностью свою идентичность и, как следствие, свою публику. Если раньше наблюдались определенные метания в репертуаре и лица в зале тоже изрядно ротировались, теперь его усредненный зритель сформировался окончательно и бесповоротно – это человек возрастом за 50, с достатком выше среднего, не особо глубоко знающий песенную культуру страны, привыкший следить за музыкальными новинками строго из телеэкрана. 

В расчете именно на такого зрителя и делался очередной фестиваль. И получился в итоге, хоть и с некоторым заданным ресторанным душком, весьма занимательный калейдоскоп, где прозвучали самые разные песни, написанные за последние сто лет. Звучали «Ламбада» и прочая итальянская эстрада, а завершавший первое отделение концерта итальянский вокалист «Feelin’s» Борис Саволделли, напротив, исполнял, не зная русского языка, песни на стихи Есенина. Юлия Смирнова решилась бросить вызов Алле Пугачевой, взяв песню из ее репертуара 1980-х «Расскажите, птицы». Саша Пышкин попевку «ФаИна-ФаинА», одну из символов русской попсни 1990-х, ухитрился превратить в забойный рок-н-ролл. Еще перчинки добавил артист музыкального театра Антон Свиркин, исполнивший песни Александра Вертинского и Петра Лещенко: наверное, это был самый яркий из дебютантов фестиваля. Настоящими любимцами публики стали музыканты ансамбля «Парнас» с забойным исполнением песенки «А ну-ка убери свой чемоданчик», ставшей широко известной после выхода фильма «Мы из джаза»: по ходу дела солист ансамбля Тимофей Кирин забрался верхом на контрабас, и восторгу простодушной публики не было предела. Кабацкому «Парнасу» неожиданно составил конкуренцию гитарист Сергей Байков, не менее известный как Байкал, показавший, что не только на гитаре хорошо играет, но и неплохо поет – крайне прочувствованно исполнил песню Константина Никольского «Музыкант», а какой же русский не любит погрустить под красивую песню? 

«Чемоданчик» с «Музыкантом» и были выбраны публикой для исполнения на бис, когда «официальная программа» четырехчасового фестиваля все-таки закончилась, а почти не поредевший зал дружно встал и начал требовать продолжения. Такое бывает теперь на каждой новой «Беседке», с чем ее создателей вообще и Крысанова в особенности можно только поздравить. 
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН